Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата"
(подготовлен Минтрудом России 20.01.2022 г.)
Целью проекта федерального закона является совершенствование положений законодательства о приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата для чего предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (далее - Федеральный закон).
Актуальность изменений обусловлена практикой формирования и использования электронных сертификатов на отдельные виды технических средств реабилитации и необходимостью расширения сфер применения электронного сертификата с 2023 года, в частности на лекарственные препараты для медицинского применения.
Положения Федерального закона вступили в силу с 27 сентября 2021 года.
Во исполнение, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой Плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению предоставления мер социальной защиты (поддержки) с использованием электронного сертификата (далее - План мероприятий) от 5 февраля 2021 г. N 1031п-П45 Минтрудом России по результатам обсуждения утвержден Перечень товаров, работ и услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, в Государственной информационной системой электронных сертификатов (далее - ГИС ЭС).
В целях реализации технической возможности информационного взаимодействия Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО) с информационной системой Фонда социального страхования Российской Федерации и ГИС ЭС Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным казначейством согласованы и утверждены форматы взаимодействия указанных информационных систем.
Информационные системы Фонда социального страхования Российской Федерации также доработаны, а в части электронного каталога осуществлена приемка выполненных работ и обеспечена возможность для производителей технических средств реабилитации его наполнения выпускаемой ими продукции.
Кроме того, в рамках исполнения Плана мероприятий Банком России в целях обеспечения обслуживания электронных сертификатов доработаны их информационные системы.
Вместе с тем, одним из возможных факторов, сдерживающих быстрое внедрение электронного сертификата на всей территории Российской Федерации, является необходимость проведения технических доработок банками-эквайерами и производителями кассового программного обеспечения, обеспечивающих возможность проведения продавцами (исполнителями) операций по продаже товаров, работ и услуг с использованием электронного сертификата.
На площадке Минтруда России неоднократно проводились встречи с крупнейшими банками-эквайерами и производителями кассового программного обеспечения в целях доведения информации о необходимости проведения таких доработок, а АО "НСПК" предоставлялась вся необходимая техническая документация для их проведения на стороне банков. Вместе с тем, рядом банков и производителей кассового программного обеспечения, учитывая объем текущих задач, высказывалась возможность проведения таких доработок в более поздние сроки.
1. В этой связи законопроектом предлагается включить положение об обязанности кредитных организаций обеспечить возможность использования электронных сертификатов при оплате отдельных видов товаров, работ, услуг при наличии заключенных ими с продавцами (исполнителями) договоров об осуществлении расчетов по операциям с использованием национального платежного инструмента потребителя с 1 сентября 2022 г.
Также соответствующая обязанность, предусматривается и для производителей кассового программного обеспечения, используемого продавцами (исполнителями) в целях продажи отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата.
Обязательный порядок подключения к системе электронного сертификата для кредитных организаций даст возможность включения нового механизма в базовые релизы обновлений, которые национальная система платежных карт предоставляет банкам и поставщикам кассового программного обеспечения. В настоящее время возможность подключения к системе электронных сертификатов предоставляется опционально и требует дополнительных финансовых затрат. При обязательности требований, установленных в релизах национальной системы платежных карт в рамках законодательства, такие доработки для кредитных организаций разработчиками программного обеспечения осуществляются в рамках действующих договоров без взимания дополнительной платы.
2. Законопроектом уточняются в статье 5 Федерального закона задачи ГИС ЭС в части исключения пункта 4, предусматривающего осуществление проверки соответствия стоимости единицы, количества единиц и кода отдельного вида приобретаемых товара, работы, услуги предельной стоимости единицы, количеству единиц и коду таких товара, работы, услуги, включенных в электронный сертификат.
При этом, законопроектом соответствующая задача закрепляется за национальной системой платежных карт.
В соответствии с Положением о Государственной информационной системе электронных сертификатов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 630, взаимодействие продавцов (исполнителей) с ГИС ЭС осуществляется с использованием инфраструктуры операционного и платежного клирингового центра платежной системы "Мир" (далее - ОПКЦ). ГИС ЭС представляет в ОПКЦ сведения, необходимые для подтверждения возможности приобретения отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата, а ОПКЦ предоставляет в ГИС ЭС предусмотренные правилами и стандартами платежной системы "Мир" сведения, подтверждающие приобретение с использованием электронного сертификата отдельных видов товаров, работ, услуг.
Таким образом, состав задач перераспределяется между оператором ГИС ЭС и национальной системой платежных карт на уровне Федерального закона.
3. В целях законодательного закрепления отдельных функций национальной системы платежных карт, как участника информационного взаимодействия, статья 6 Федерального закона дополняется статьей 4.1, конкретизирующей соответствующие функции и полномочия.
4. Поскольку при совершении операций с использованием банковских карт кредитными организациями, обслуживающими продавцов (исполнителей) (банки-эквайреры), взимается эквайринговая комиссия с продавцов (исполнителей), часть которой перечисляется кредитным организациям, выпускающим банковские карты, используемые при оплате (банки-эмитенты), законопроектом предлагается установить возможность перераспределения части этой комиссии в доход федерального бюджета за операции, совершенные с использованием электронного сертификата, поскольку при таких операциях "банком-эмитентом" выступает Федеральное казначейство как оператор ГИС ЭС, обеспечивающий формирование электронных сертификатов, используемых при оплате.
Полномочия по установлению размера указанного вознаграждения законопроектом возлагаются на Правительство Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
5. В целях возможности тиражирования применения электронного сертификата для различных категорий граждан и иных товаров работ услуг, без изменения положений самого Федерального закона, законопроектом предлагается статью 3 дополнить положениями, устанавливающими что решениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут определяться иные категории граждан и иные товары, работы, услуги для их приобретения с применением электронного сертификата, а также сроки начала их приобретения.
6. Законопроектом также предлагается статью 7 Федерального закона дополнить положением устанавливающим, что при совершении операций с использованием электронного сертификата услуги операционного центра и платежного клирингового центра национальной системы платежных карт оказываются оператору информационной системы на безвозмездной основе, в целях исключения необходимости в дальнейшем включать аналогичные положения в текстовую часть Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Также в части 5 статьи 7 уточняется вид казначейского счета, используемого при расчетах.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.