Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России 20.01.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по вопросу подготовки изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 124-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не регламентированы виды экспертиз, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона N 124-ФЗ, а также основания, содержание и процедуры их проведения, кроме того, они вступают в противоречие с другими установленными законодательством Российской Федерации требованиями в отношении детской продукции.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям (статья 474).
В настоящее время игрушки выпускаются в обращение на территории Российской Федерации при их соответствии техническому регламенту Евразийского экономического союза "О безопасности игрушек", принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798.
Перед выпуском в обращение на рынке игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента, которое осуществляется в форме сертификации, проводимой органом по сертификации. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр).
Роспотребнадзор является уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. N 917).
Приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2017 г. N 224 утвержден порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, в котором предусмотрено, что они выдаются в том числе на товары для детей: игры и игрушки, учебные пособия, искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства, а также к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.
В случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено неполное описание продукции либо необходимо подтверждение его достоверности игрушки проходят идентификацию продукции в целях защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца), обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и в целях подтверждения соответствия продукции предъявленным к ней требованиям (ГОСТ Р 51293-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Идентификация продукции. Общие положения. принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 12 июля 1999 г. N 205-ст).
Игрушки и настольные игры также являются продукцией в отношении которых также действует технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797, устанавливащий обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
Законодательством Евразийского экономического союза предусмотрено, что не допускается дублирование обязательного подтверждения соответствия иными разрешительными механизмами в целях выпуска продукции в обращение.
Таким образом, установление в законодательстве Российской Федерации не предусмотренных в соответствующих технических регламентах Таможенного Союза требований к указанной продукции является нарушением.
Необходимо отметить, что Республикой Казахстан в 2017 году был подготовлен проект внесения изменений в технический регламент в части введения процедуры психолого-педагогической экспертизы и уточнения правил обращения игрушек на рынке.
На указанный проект Минэкономразвития России было дано отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, сделан вывод о том, что изменения вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также вводят положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, установление единого порядка проведения экспертизы и определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в целях реализации части 3 статьи 14 Федерального закона N 124-ФЗ в условиях действующего законодательного регулирования оборота товаров для детей не представляется возможным.
На территории Европейского Союза действует Директива ЕС о безопасности игрушек 2009/48/ЕС, обязывающая производителей детских игрушек обеспечивать соответствие производимой продукции требованиям безопасности для здоровья детей, что включает в себя помимо технологических требований к процессу производства и технических требований к готовой продукции также требования к ее маркировке. Указанная Директива предусматривает несколько процедур оценки соответствия производимой продукции для детей европейским требованиям и стандартам безопасности, одной из которых является экспертиза образцов продукции. По ее результатам принимается решение о выдаче производителю сертификата соответствия либо об отказе в выдаче такого сертификата.
Проведение каких-либо иных экспертиз в иностранных государствах не предусматривается.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют какие-либо национальные и международные исследования, подтверждающие необходимость введения дополнительных экспертиз в отношении соответствующих видов товаров.
Учитывая установленные в настоящее время требования к безопасности игрушек законопроектом предлагается внести изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установив, что требования к качеству и безопасности игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях обеспечения безопасности их жизни и охраны здоровья устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании, а также требованиями международных договоров Российской Федерации.
Следует отметить, что положения законопроекта не распространяются на компьютерные игры, поскольку они относятся к информационной продукции и в отношении них согласно Федеральному закону "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" проводится экспертиза информационной продукции.
Таким образом, в настоящее время в отношении компьютерных игр законодательно предусмотрено проведение экспертизы информационной продукции и дополнительного регулирования не требуется.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечёт социально-экономических, финансовых и иных последствий его реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.