Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
(подготовлен ФАС России 19.01.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"" (далее - законопроект) подготовлен ФАС России в рамках исполнения пункта 78 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р.
Целью законопроекта является обеспечение корреляции между нормами Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) в части правовых последствий недействительности сделок, совершенных с нарушением Закона N 57-ФЗ.
Согласно статье 15 Закона N 57-ФЗ сделки, совершенные с нарушением данного закона, ничтожны, суд по иску уполномоченного органа (ФАС России) применяет последствия недействительности таких сделок в соответствии с гражданским законодательством.
Положения Закона N 57-ФЗ носят сверхимперативный характер и на основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливают изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц при совершении сделок в отношении российских стратегических обществ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 1 Закона N 57-ФЗ).
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены различные правовые последствия недействительности ничтожных сделок. При этом статьей 169 ГК установлено, что суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по таким сделкам сторонами, действовавшими умышленно.
В рамках правоприменительной практики ФАС России выявлены случаи невозможности применения общих последствий недействительности ничтожной сделки в форме двусторонней реституции, если продавцы по сделке ликвидированы, либо ее применение не достигает целей Закона N 57-ФЗ по защите стратегических интересов Российской Федерации.
При этом цель в виде неотвратимости наказания правонарушителей за совершенные неправомерные действия, противоречащие основам правопорядка, а также возмещение ущерба (компенсации), причиненного общественным отношениям в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства, может быть достигнута только путем изъятия в доход Российской Федерации приобретенных в результате совершения с нарушением Закона N 57-ФЗ сделки акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, иных прав, приобретенных в результате такой сделки, предоставляющих иностранному инвестору, группе лиц возможность прямо или косвенно осуществлять контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) назначения единоличного исполнительного органа, состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества, и (или) осуществления функций управляющего (управляющей организации) в отношении данного хозяйственного общества, либо приобретенного иностранным инвестором, группой лиц имущества, которое относится к основным производственным средствам хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также право владения, пользования таким имуществом.
Несмотря на то, что возможность применения судом по иску ФАС России указанных последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной с нарушением Закона N 57-ФЗ, следует из положений части 2 статьи 15 Закона N 57-ФЗ и статьи 169 ГК РФ, представляется, что введение соответствующих детализирующих положений в статью 15 Закона N 57-ФЗ будет способствовать обеспечению правовой определенности.
Одновременно законопроектом предусмотрено юридико-техническое изменение в целях приведения в соответствие положений статей 7 и 15 Закона N 57-ФЗ в части правовых последствий ничтожности не только сделок, но и иных действий в отношении стратегических обществ, совершенных с нарушением Закона N 57-ФЗ иностранными инвесторами, группой лиц с участием иностранных инвесторов.
Проектируемые законопроектом правовые нормы в части применения негативных последствий к недобросовестным иностранным инвесторам, группам лиц, нарушившим положения Закона N 57-ФЗ, имеющего сверхимперативный характер, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не связан с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, однако будет способствовать реализации задачи по усилению контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики, поставленной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 (подп. 33 пункта 67).
Реализация проекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства в части дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, но может повлечь дополнительные доходы федерального бюджета в части безвозмездного получения в доход Российской Федерации акций (долей) стратегических обществ, корпоративных прав в отношении них либо их имущества, последующая продажа которых может повлечь дополнительные доходы федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.