Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 04.02.2022 г.)
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект) разработан в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", который внес изменения, предусматривающие ограничение случаев и оснований для предоставления целевых межбюджетных трансфертов в форме иных межбюджетных трансфертов.
Проект предусматривает признание утратившими силу Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта "Культура", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 N 281, и Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2019 N 253, а также нормативные акты Правительства Российской Федерации, которые вносили в них изменения.
Даты вступления в силу и признания утратившими силу отдельных норм обусловлены процедурами проведения с марта по апрель 2023 года отборов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек и на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации на 2024 год (далее -отбор), заключением соглашений на предоставление субсидий в декабре 2023 года, предоставлением отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлялись иные межбюджетные трансферты (январь 2024 года).
Проект разработан в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 (ред. от 31.05.2021, с изм. от 27.08.2021) и требованиями Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 14.12.2018 N 269н.
Редакция проекта содержит Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек, а также два приложения к правилам. Приложения предусматривают порядок проведения отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек, а также критерии оценки заявок на участие в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления указанных субсидий. Также редакция предусматривает и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации, включая два приложения к правилам. Приложения предусматривают порядок проведения отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации и критерии оценки заявок на участие в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления указанных субсидий (далее - приложения).
Приложения включены в проект в связи с положительной практикой применения Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта "Культура", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 N 281 и Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2019 N 253, которые соответственно содержат проведение конкурсного отбора заявок субъектов Российской Федерации по созданию модельных муниципальных библиотек и виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации (далее - заявки).
Предусмотренный проектом порядок проведения отбора субъектов Российской Федерации позволяет принимать заявки от конкретных учреждений культуры, вместе с тем Минкультуры России в свою очередь проводит рассмотрение заявок на предмет соответствия перечню требуемых документов, производит оценку в соответствии с установленными критериями, определяет минимальное значения рейтинга заявок, определяет победителей отбора.
Данный порядок организации отбора позволяет рассматривать заявки адресно от каждого участника, что создает дополнительную мотивацию, конкуренцию и прозрачность для муниципальных библиотек и учреждений культуры, подтверждает их готовность работать над реализацией создания модельных библиотек и виртуальных концертных залов.
Аналогичный отбор субъектов Российской Федерации предусмотрен и в действующей редакции государственной программы "Развитие культуры", в частности, в Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание школ креативных индустрий (приложение N 28).
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидии бюджету конкретного субъекта Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по созданию модельных библиотек и виртуальных концертных залов в очередном финансовом году, определяется по формуле.
В части создания модельных библиотек по расчетным экспертным оценкам необходимый размер субсидии на создание модельной центральной библиотеки составляет 10 млн. рублей, а для небольших муниципальных библиотек, филиалов или структурных подразделений муниципальных, центральных библиотек или централизованных библиотечных систем - 5 млн. рублей. Необходимый размер субсидии на создание виртуального концертного зала составляет: 300 000 рублей - для учреждений культуры с вместимостью зала до 50 человек; 1 000 000 рублей - для учреждений культуры с вместимостью зала от 51 до 150 человек; 2 500 000 рублей - для учреждений культуры с вместимостью зала от 151 до 300 человек; 5 700 000 рублей - для учреждений культуры с вместимостью зала от 301 человека.
Указанные суммы предоставлялись конкретным учреждениям с 2019 года и будут предоставляться до 2024 года. Во избежание дискриминационного положения новых участников отбора субъектов Российской Федерации прежний подход сохранен и общий размер субсидии, предоставляемый субъекту Российской Федерации ориентирован на сумму произведений потребности учреждений культуры при выполнении требований по созданию модельных библиотек или виртуальных концертных залов и количества победивших учреждений культуры
При этом объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, должен быть утвержден законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений результатов использования субсидии и предельного уровня софинасирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, определяемого в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999.
Кроме того, проект содержит новацию и устанавливает возврат бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет Российской Федерации в случае реорганизации или ликвидации модельной библиотеки до 2030 года. Данное положение вызвано сложившейся практикой в Курганской области и других регионах страны. Так в 2020 году была создана модельная муниципальная библиотека - Муниципальное казенное учреждение культуры "Белозерская межпоселенческая центральная библиотека" (далее - Библиотека). В Библиотеке в 2020 году за счет федеральных средств в размере 10 млн. рублей был проведен текущий ремонт, приобретено оборудование, мебель, закуплено 2948 экз. печатных книг, персонал прошел повышение квалификации. Библиотека показала хорошие результаты работы - рост количества посещений за первое полугодие 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составил 45,7%.
Вместе с тем в июле 2021 года в Курганской области была проведена реорганизация в форме присоединении Муниципального казенного учреждения культуры "Белозерская межпоселенческая центральная библиотека" (Библиотека) к МКУК "Белозерская ЦКС" и создано Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Белозерский центр культуры". В этой связи Библиотека утратила статус модельной и после присоединения к юридическому лицу, основной деятельностью которого не является библиотечная, прекратила быть модельной муниципальной библиотекой.
В соответствии с Паспортом национального проекта "Культура" одним из его результатов является количество муниципальных библиотек, переоснащенных по модельному стандарту. В результате при реорганизации муниципальных библиотек в библиотеки, входящие в состав иных учреждений, количественный показатель Курганской области в рамках реализации НП "Культура" в части создания модельных муниципальных библиотек будет уменьшен.
Нежелательный пример по сокращению библиотек подала и Москва в 2022 году.
Следует отметить, что согласно Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 N 608-р, создание модельных муниципальных библиотек является одним из приоритетных показателей ее реализации. Так, до 2030 года планируется модернизировать не менее 1010 муниципальных библиотек.
Во избежание возможной негативной практики по использованию федеральных средств в целях модернизации иных юридических лиц, не относящихся к проекту создания модельных библиотек, Минкультуры России вынужден в превентивном порядке предусмотреть возврат средств в федеральный бюджет в случае реорганизации или ликвидации до 2030 года созданных модельных библиотек.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация постановления не повлечёт за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Реализация решений, предлагаемых проектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений проекта не потребует выделения дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.