Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Федеральный закон "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 03.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 49 Федерального закона "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 6 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Со 2 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 345-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ), в том числе предусматривающие требования к выкладке винодельческой продукции при ее розничной продаже.
Установлено, что винодельческая продукция, за исключением коньяка, бренди, произведенная и зафиксированная в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) не позднее дня вступления в силу Федерального закона N 468-ФЗ, подлежит розничной реализации в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона N 468-ФЗ. При розничной реализации такой продукции ее выкладка должна осуществляться отдельно от продукции, произведенной после дня вступления в силу Федерального закона N 468-ФЗ.
Также в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона N 345-ФЗ коньяк, бренди, произведенные и зафиксированные в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не позднее дня вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ, подлежат розничной реализации в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ. При розничной реализации такой продукции ее выкладка должна осуществляться отдельно от продукции, произведенной после дня вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ.
Введение указанных требований по выкладке винодельческой продукции обусловлено наличием в Федеральном законе N 468-ФЗ особых требований к производству и розничной продаже данной продукции, в том числе в части запрета (с учетом переходных положений статьи 49 Федерального закона N 468-ФЗ) при производстве вина, крепленого вина, игристого вина и коньяка, а также виноградного сусла и коньячного дистиллята, используемого для их производства, использования импортированных в Российскую Федерацию винограда, вина, в том числе вина наливом (виноматериала), винного спирта и (или) дистиллята, виноградного спирта и (или) дистиллята, коньячного дистиллята, виноградного сусла, в том числе консервированного, либо концентрированного, либо ректификованного, либо находящегося в состоянии брожения, мезги, виноградного сока, мистеля (пункт 11 статьи 24 Федерального закона N 468-ФЗ), нанесения на этикетку (контрэтикетку) информации о сорте (сортах), месте происхождения и годе урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции.
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, остаток винодельческой продукции, произведенной до 26 июня 2020 г. и находящейся в обороте по состоянию на 17 января 2022 г., составил 8 099 637,13 дал, остаток коньяка и бренди, произведенных до 2 июля 2021 г. и находящихся в обороте по состоянию на 17 января 2022 г., составил 2 531 653,40 дал.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), общее количество винодельческой продукции (за исключением коньяка, бренди), находящейся в розничной продаже, в настоящее время составляет более 8 200 000 штук бутылок. Общее количество коньяка, бренди, находящихся в розничной продаже, в настоящее время составляет более 13 150 000 штук бутылок.
По мнению отраслевых экспертов, положение о раздельной выкладке винодельческой продукции, предусмотренное Федеральным законом N 345-ФЗ, изначально предусматривалось временной мерой, направленной на то, чтобы отделить винодельческую продукцию (за исключением коньяка и бренди), произведенную до дня вступления в силу Федерального закона N 468-ФЗ, и коньяка, бренди, произведенных до дня вступления в силу Федерального закона N 345-ФЗ, для обеспечения интересов потребителей.
Указанные положения в полной мере обеспечили повышение качества винодельческой продукции, в связи с чем требования раздельной выкладки представляются в настоящее время излишними.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения в том числе о дате изготовления.
При этом вся алкогольная продукция, в том числе на стадии розничной продажи, в обязательном порядке подлежит фиксации в ЕГАИС. Порядок предоставления сведений о подтверждении фиксации в ЕГАИС регламентируется Правилами ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020г. N 2466.
По информации представителей торговых сетей, сотрудники торговых точек не имеют возможности идентифицировать продукцию по дате ее регистрации в ЕГАИС.
В связи с изложенным законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 468-ФЗ и в Федеральный закон N 345-ФЗ, предусматривающие исключение положений по раздельной выкладке винодельческой продукции при ее розничной продаже.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования: требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В законопроекте отсутствуют нормы о соответствующем виде муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.