Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона "Об охране озера Байкал"
(подготовлен Минвостокразвития России 04.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 251 Федерального закона "Об охране озера Байкал" (далее - законопроект) разработан в целях прекращения стихийного использования территории центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ) без соблюдения положений законодательства в области охраны окружающей среды, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в целях упорядочивания и развития туристической деятельности на озере Байкал.
Во исполнение указания Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 27 июня 2018 г. N ДМ-П13-3753р, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) Правительством Республики Бурятия совместно с администрациями муниципальных образований "Кабанский район" и "Прибайкальский район" Республики Бурятия в Минэкономразвития России представлена заявка на изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия (далее - ОЭЗ, ОЭЗ "Байкальская гавань").
Правительством Республики Бурятия предлагается включение в границы ОЭЗ "Байкальская гавань" земельных участков, находящихся в местности "Гора Мамай" на территории муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (земли лесного фонда составляют 1 119 га), и исключение аналогичной площади земельных участков на участках "гора Бычья" и "Турка" ("Прибайкальский район" Республики Бурятия), покрытых лесными насаждениями и не застроенных объектами капитального строительства. Изменение общей площади ОЭЗ "Байкальская гавань" не предполагается.
Предлагаемая к включению в ОЭЗ "Байкальская гавань" местность "Гора Мамай" уже стихийно используется без соблюдения норм законодательства в области охраны окружающей среды, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В зимний период наблюдается многочисленное движение снегоходчиков (до 80 человек в день), осуществляются туры Heli-Ski, осваивается зона катания freeride. В летнее время планируемые к присоединению территории посещают многочисленные неорганизованные туристы (до 400 человек единовременно). В весенне-осенний период наблюдается значительное количество сборщиков дикоросов (черемша, папоротник, ягоды, грибы).
Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха, учитывающей природоохранные требования. По информации Правительства Республики Бурятия создание новых участков ОЭЗ "Байкальская гавань" позволит достигнуть следующих результатов:
- привлечь инвестиции в размере не менее 2,533 млрд.рублей;
- создать 629 новых постоянных рабочих мест;
- повысить уровень налогов в консолидированный бюджет, который в период 2022-2029 гг. составит порядка 1662,9 млн.руб., а платежи в государственные внебюджетные фонды - 210 млн.руб.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 116-ФЗ ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Планируемые к присоединению к ОЭЗ "Байкальская гавань" земельные участки расположены в границах ЦЭЗ БПТ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в ЦЭЗ БПТ запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
При этом согласно пунктам 13 и 15 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2399, в ЦЭЗ БПТ разрешены строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых связано с созданием и развитием туристско-рекреационных ОЭЗ, а также строительство автомобильных и железных дорог, для сооружения которых требуются перевод лесных земель лесного фонда в нелесные земли и изъятие их из лесного фонда и необходимых для функционирования туристско-рекреационных ОЭЗ.
В целях строительства на планируемых к присоединению земельных участках объектов капитального строительства, необходимых для функционирования ОЭЗ "Байкальская гавань", необходимо перевести земли лесного фонда, занятые защитными лесами, в земли особо охраняемых территорий и объектов (подкатегория земель рекреационного назначения).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается разрешить в ЦЭЗ БПТ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, в случае изменения границ ОЭЗ "Байкальская гавань", за счет включения земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия и исключения земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия, определяемых соглашением о создании ОЭЗ "Байкальская гавань". При этом общая площадь территории ОЭЗ "Байкальская гавань" не изменяется.
В целях учета особого значения озера Байкал как объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО и сохранения уникальной экологической системы озера Байкал законопроектом предлагается определять Правительством Российской Федерации перечень объектов капитального строительства, которые предполагается строить, реконструировать и эксплуатировать на присоединяемых к ОЭЗ "Байкальская гавань" территориях, а также перечень мероприятий по охране окружающей среды, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией таких объектов.
В целях принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, вступление в силу соответствующего Федерального закона предусматривается по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 308.
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.