Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
(подготовлен Минтрудом России 18.02.2022 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - Положение, единая цифровая платформа).
2. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, государственными внебюджетными фондами в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Пенсионному фонду Российской Федерации обеспечить реализацию мероприятий по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию единой цифровой платформы.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М.МИШУСТИН |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Российской Федерации
от ___ __________ 2022 г. N ___
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи и функции государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - Положение, единая цифровая платформа) в составе, установленном пунктом 4 настоящего Положения, ее структуру, участников единой цифровой платформы и их полномочия, порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, правила информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами, правовой режим информации и программно-технических средств единой цифровой платформы, регламент функционирования единой цифровой платформы, отражающий процессы осуществления функций и оказания услуг участниками единой цифровой платформы.
2. Единая цифровая платформа представляет собой совокупность взаимосвязанных информационных систем, состоящих из подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения задач, осуществления функций и оказания услуг Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также процессов предоставления федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
3. К основным задачам единой цифровой платформы относятся:
а) автоматизация процессов деятельности Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
б) обеспечение предоставления государственных и иных услуг в электронной форме;
в) оптимизация взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с гражданами;
г) обеспечение межведомственной интеграции участников единой цифровой платформы, основанной на совместном использовании данных.
4. Основные функциями единой цифровой платформы являются:
а) формирование, обработка и хранение сведений о гражданах, необходимых для определения их прав на получение мер социальной защиты (поддержки);
б) формирование и ведение единого реестра юридических лиц, физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, являющихся страхователями;
в) обеспечение ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, учет сведений о трудовой деятельности;
г) автоматизация процессов пенсионного обеспечения граждан;
д) автоматизация процессов назначения и предоставления граждан мерами социальной защиты (поддержки);
е) обеспечение процессов социального страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) автоматизация процессов по проведению медико-социальной экспертизы;
з) обеспечение взаимодействия с органами власти и организациями в процессе оказания услуг с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".
II. Структура единой цифровой платформы
5. В состав единой цифровой платформы входят следующие компоненты:
а) информационная система "Единые базовые реестры сферы социального обеспечения", предназначенная для управления данными цифровых профилей получателей услуг, страхователей, а также для управления данными единой базы нормативно-справочной информации;
б) информационная система "Единая информационная система фронт-офиса", предназначенная для обеспечения работы пользователей единой цифровой платформы;
в) информационная система "Единая информационная система автоматизации процессов социального обеспечения", предназначенная для реализации процессов социального обеспечения граждан, в том числе посредством автоматического определения права гражданина на меры социальной защиты (поддержки), назначения мер социальной защиты (поддержки) и выплат мер социальной защиты (поддержки), предоставления мер социальной защиты (поддержки) в натуральной форме;
г) информационная система, предназначенная для автоматизации основных процессов проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации (абилитации);
д) информационная система "Единая витрина взаимодействия с гражданами", предназначенная для обеспечения информирования граждан об их правах при наступлении соответствующих жизненных событий, статусе и объеме их реализации;
е) единая информационная система учета обязательств страхователей, предназначенная для обеспечения взаимодействия со страхователями в автоматическом режиме в части обработки запросов и отчетов страхователей, дистанционного мониторинга страхователей с учетом данных подсистемы "Реестр страхователей" и истории взаимодействия со страхователем;
ж) информационная система "Единая витрина для страхователей", обеспечивающая информирование страхователей об их обязательствах, доступ к цифровым сервисам для страхователей (цифровому помощнику и цифровым сервисам);
з) интеграционная информационная система, предназначенная для обеспечения защищенного внутреннего и внешнего информационного взаимодействия;
и) информационная система хранения, обработки и анализа данных, предназначенная для сбора и хранения данных с предоставлением доступа к ним для целей обработки и анализа (посредством функционала подсистемы "Хранилище данных сферы социального обеспечения"), а также аналитической обработки данных хранилища сферы социального обеспечения (посредством функционала подсистемы аналитики и прогнозирования);
к) комплексная система обеспечения информационной безопасности, предназначенная для осуществления защиты информации в ходе создания, обеспечения функционирования и развития единой цифровой платформы.
6. В состав единой цифровой платформы включаются следующие действующие информационные системы:
а) Единая государственная информационная система социального обеспечения;
б) информационная система "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами";
в) компоненты "Электронный листок нетрудоспособности", "Прямые выплаты страхового обеспечения", "Электронный родовой сертификат" федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах";
г) федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов".
7. Требования к действующим информационным системам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
III. Участники, пользователи единой цифровой платформы, иные организации и их полномочия
8. Участниками единой цифровой платформы являются:
а) оператор единой цифровой платформы;
б) координатор создания, функционирования и развития единой цифровой платформы (далее - координатор единой цифровой платформы);
в) функциональные заказчики, формирующие требования к единой цифровой платформе (далее - функциональные заказчики);
г) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;
д) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
е) федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере";
ж) Федеральное медико-биологическое агентство, федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства".
9. Пользователями единой цифровой платформы являются представители участников единой цифровой платформы, наделенными ролями и правами в соответствии с настоящим Положением, а также представители страхователей, граждане.
10. Государственным заказчиком создания, сопровождения и развития единой цифровой платформы, а также оператором единой цифровой платформы является Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет следующие функции:
а) разработка и обеспечение согласования функциональных требований к единой цифровой платформе и технических требований к единой цифровой платформе;
б) разработка и обеспечение согласования технических требований к инфраструктуре единой цифровой платформы;
в) разработка и обеспечение согласования требований к сопровождению единой цифровой платформы;
г) осуществление мероприятий по развитию и сопровождению единой цифровой платформы посредством финансового обоснования, планирования и осуществления закупок работ и услуг;
д) разработка проектов организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования единой цифровой платформы, и обеспечение их согласования;
е) обеспечение полноты и актуальности исходных кодов единой цифровой платформы в централизованном хранилище исходных кодов;
ж) организация миграции данных из информационных систем участников единой цифровой платформы в единую цифровую платформу;
з) организация приемки работ по развитию единой цифровой платформы и услуг по ее сопровождению в соответствии с утвержденными координатором единой цифровой платформы требованиями;
и) обеспечение бесперебойного функционирования единой цифровой платформы;
й) обеспечение защиты информации в единой цифровой платформе.
11. Координатором единой цифровой платформы является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющее следующие функции:
а) координация функционирования единой цифровой платформы;
б) утверждение функциональных требований к единой цифровой платформе и технических требований к единой цифровой платформе;
в) утверждение технических требований к инфраструктуре единой цифровой платформы;
г) утверждение требований к сопровождению единой цифровой платформы;
д) утверждение требований к развитию единой цифровой платформы;
е) утверждение требований по организации взаимодействия функциональных заказчиков, федерального казенного учреждения "Информационные технологии в социальной сфере", в том числе по организации приемки работ по развитию единой цифровой платформы, а также услуг по ее сопровождению;
ж) утверждение организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования единой цифровой платформы;
з) участие в приемке работ по развитию единой цифровой платформы;
и) утверждение порядка взаимодействия участников единой цифровой платформы в рамках сопровождения и развития единой цифровой платформы, включая направление и обработку обращений пользователей единой цифровой платформы, в том числе запросов на изменение;
й) утверждение порядка ведения классификаторов и справочников в единой цифровой платформе;
к) утверждение порядка определения уровня доступа ролей пользователей участников единой цифровой платформы в соответствии с настоящим Положением и видов используемых ими электронных подписей.
12. Функциональными заказчиками являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которые осуществляют следующие функции:
а) направление оператору единой цифровой платформы предложений для включения в функциональные требования по развитию единой цифровой платформы;
б) направление оператору единой цифровой платформы предложений в целях разработки организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования единой цифровой платформы;
в) направление координатору единой цифровой платформы предложений для включения в проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для развития и функционирования единой цифровой платформы;
г) согласование функциональных требований по развитию единой цифровой платформы;
д) обеспечение миграции данных из информационных систем участников единой цифровой платформы в единую цифровую платформу;
е) участие в приемке работ по развитию единой цифровой платформы.
13. Федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере" осуществляет следующие функции:
а) рассмотрение и формирование заключений на проекты функциональных требований по развитию единой цифровой платформы и проекты технических требований к единой цифровой платформе, разработанные на основе функциональных требований к единой цифровой платформе;
б) рассмотрение и формирование заключений на технические требования к инфраструктуре единой цифровой платформы;
в) осуществление мониторинга функционирования единой цифровой платформы;
г) рассмотрение и формирование заключений на требования к сопровождению единой цифровой платформы;
д) участие в приемке работ по развитию единой цифровой платформы;
е) участие в приемке услуг по сопровождению единой цифровой платформы;
ж) обеспечение функционирования централизованного хранилища исходных кодов для размещения, обработки и обслуживания исходных кодов единой цифровой платформы;
з) предоставление возможности проведения автоматизированного тестирования, сборки и развертывания программного обеспечения единой цифровой платформы при размещении исходных кодов в централизованном хранилище;
и) проведение аудита исходных кодов единой цифровой платформы на предмет соответствия техническим требованиям и соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности;
к) организация функционирования информационной системы, обеспечивающей техническую поддержку пользователей единой цифровой платформы и предоставление доступа к ней участникам единой цифровой платформы в соответствии с их полномочиями.
14. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие функций:
а) предоставление технической инфраструктуры в государственной единой облачной платформе для функционирования единой цифровой платформы;
б) обеспечение возможности вывода государственных, муниципальных услуг и сервисов единой цифровой платформы на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), интеграции с инфраструктурой электронного правительства;
в) согласование компонентов единой цифровой платформы для вывода на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" и (или) использования инфраструктуры электронного правительства.
IV. Порядок обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе
15. Доступ к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, предоставляется посредством использования единой цифровой платформы, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
16. Доступ к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, посредством использования единой цифровой платформы обеспечивается при регистрации участников единой цифровой платформы, осуществляемой оператором единой цифровой платформы. Порядок регистрации определяется регламентом функционирования единой цифровой платформы, являющимся приложением к настоящему Положению.
17. Идентификация, аутентификация и авторизация участников единой цифровой платформы обеспечиваются в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
V. Правила информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами
18. Оператор единой цифровой платформы обеспечивает взаимодействие единой цифровой платформы с иными информационными системами посредством получения, размещения и использования в единой цифровой платформе сведений, содержащихся в иных информационных системах, а также предоставления в иные информационные системы сведений, содержащихся в единой цифровой платформе.
19. Единая цифровая платформа взаимодействует со следующими информационными системами:
а) единый портал;
б) единая система идентификации и аутентификации;
в) федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации";
г) иные информационные системы, содержащие сведения, необходимые для реализации полномочий участников единой цифровой платформы.
20. Взаимодействие единой цифровой платформы с иными информационными системами осуществляется посредством:
а) федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными";
б) единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
21. Оператор единой цифровой платформы в рамках электронного межведомственного взаимодействия осуществляет взаимодействие для предоставления сведений, содержащихся в единой цифровой платформе, через портал федерального ситуационного центра электронного правительства в соответствии с регламентом электронного межведомственного взаимодействия.
22. Принятие решения о предоставлении доступа органам власти и организациям, не являющимся участниками единой цифровой платформы, к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется оператором единой цифровой платформы исходя из реализуемых функций.
23. Направление заявок для обеспечения доступа к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, осуществляется оператором единой цифровой платформы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия на основании обращения участников единой цифровой платформы исходя из реализуемых функций.
VI. Защита информации, содержащейся в единой цифровой платформе. Правовой режим информации и программно-технических средств единой цифровой платформы
24. Информация, содержащаяся в единой цифровой платформе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации о персональных данных.
25. Защита информации, содержащейся в единой цифровой платформе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией единой цифровой платформы.
26. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития единой цифровой платформы оператором единой цифровой платформы осуществляются:
а) формирование требований к защите информации, содержащейся в единой цифровой платформе;
б) разработка и внедрение системы защиты информации, содержащейся в единой цифровой платформе;
в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация единой цифровой платформы на соответствие требованиям к защите информации;
г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации единой цифровой платформы.
27. В целях защиты информации, содержащейся в единой цифровой платформе, оператор единой цифровой платформы обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в единой цифровой платформе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к информации;
б) возможность обнаружения фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в единой цифровой платформе;
в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав единой цифровой платформы технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
г) возможность выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в единой цифровой платформе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;
д) осуществление непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в единой цифровой платформе.
28. Обработка информации, подлежащей размещению в единой цифровой платформе, а также ее хранение осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных", Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
29. При обработке информации, подлежащей размещению в единой цифровой платформе, должны быть обеспечены:
а) проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к такой информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к данной информации;
б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
в) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Приложение
к Положению о государственной информационной системе
"Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
Регламент функционирования государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере"
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент определяет порядок функционирования государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа), включая порядок подключения участников единой цифровой платформы к сведениям, содержащемся в единой цифровой платформе, требования к процессам, осуществляемым в единой цифровой платформе, и обеспечению их юридической значимости.
2. В настоящем Регламенте употребляются следующие основные понятия:
а) алгоритм выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) - формируемая в машиночитаемом виде и выполняемая автоматически в единой цифровой платформе совокупность последовательных этапов и процессов, предназначенных для выявления жизненных событий, определения наличия или отсутствия права на получение меры социальной защиты (поддержки), расчета размера меры социальной защиты (поддержки);
б) база знаний - подсистема единой цифровой платформы, выполняющая функции по формированию и хранению алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки), жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки), а также паспортов мер социальной защиты (поддержки);
в) жизненное событие - событие, наступление которого предоставляет гражданину возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат;
г) жизненный цикл меры социальной защиты (поддержки) - последовательность этапов предоставления меры социальной защиты (поддержки) ее получателю, формируемая в машиночитаемом виде и выполняемая единой цифровой платформой автоматически;
д) меры социальной защиты (поддержки) - меры социальной защиты (поддержки), иные социальные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в том числе в рамках пенсионного обеспечения;
е) оцифровка документов - процесс перевода документа на бумажном носителе в электронный образ документа (путем сканирования, создания скан-копии) и цифровой документ (путем занесения данных, содержащихся в документе, в базу данных единой цифровой платформы);
е) скан-копия - документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования;
ж) цифровой документ - юридически значимая транзакционная запись в базе данных единой цифровой платформы, содержащая электронную подпись.
II. Предоставление доступа к сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе
3. Для предоставления пользователям участника единой цифровой платформы доступа к функциям и сведениям, содержащимся в единой цифровой платформе, участником единой цифровой платформы принимаются внутренние нормативные акты, определяющие их права доступа при осуществлении соответствующих функций (выполнении ролей в соответствии с перечнем, указанным в пункте 6 настоящего Регламента) в единой цифровой платформе.
4. Подключение к единой цифровой платформе сотрудников участника единой цифровой платформы осуществляет администратор участника единой цифровой платформы, зарегистрированный в единой цифровой платформе в соответствии с разделом III настоящего Регламента.
5. Наделение пользователей участника единой цифровой платформы ролями осуществляется в соответствии со следующими принципами и требованиями:
одному пользователю участника единой цифровой платформы может быть присвоено одновременно несколько ролей;
роли руководителя и куратора рекомендуется в целях исключения риска совершения неправомерных действий присваивать отдельным должностным лицам или сотрудникам (руководителям или заместителям руководителя участника единой цифровой платформы, подразделений участника единой цифровой платформы), без объединения с иными ролями;
доступ пользователя участника единой цифровой платформы к данным, ведение которых осуществляется в единой цифровой платформе, определяется с учетом ролевой модели и разграничением по территориальному принципу;
полномочия пользователя участника единой цифровой платформы должны соответствовать его обязанностям и выполняемым функциям в качестве сотрудника;
доступ к аналитической и иной отчетности, не содержащей информации ограниченного доступа, предоставляется любому пользователю участника единой цифровой платформы;
доступ сотрудникам федерального казенного учреждения "Информационные технологии в социальной сфере" предоставляется в соответствии с возложенными функциями.
6. Для осуществления в единой цифровой платформе необходимых процессов устанавливается следующий перечень функций и соответствующих ролей:
а) для обеспечения процесса ведения реестра получателей услуг и персонифицированного учета:
эксперт;
руководитель;
куратор;
б) для обеспечения ведения реестра страхователей:
эксперт;
главный эксперт;
куратор;
в) для обеспечения ведения внешних и внутренних справочников и классификаторов:
оператор нормативно-справочной информации;
эксперт нормативно-справочной информации;
г) для обеспечения ведения базы знаний:
специалист по ведению мер социальной защиты (поддержки) и жизненных событий;
специалист по настройке алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки);
специалист по описанию жизненных циклов меры социальной защиты (поддержки);
руководитель базы знаний;
д) для обеспечения процессов предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) федерального уровня:
эксперт;
главный эксперт;
руководитель;
куратор;
е) для обеспечения процессов осуществления выплат:
эксперт;
главный эксперт;
руководитель;
куратор;
ж) для обеспечения процессов учета обязательств страхователей:
эксперт;
куратор;
з) для обеспечения процессов проведения медико-социальной экспертизы и учета мероприятий реабилитации:
врач по медико-социальной экспертизе;
руководитель бюро медико-социальной экспертизы;
руководитель экспертного состава Главного (федерального) бюро медико-социальной экспертизы;
руководитель учреждения медико-социальной экспертизы;
и) для обеспечения работы приема граждан:
оператор;
медицинский регистратор (медицинская сестра);
к) для обеспечения работы с хранилищем данных сферы социального обеспечения:
аналитик;
разработчик контроля качества данных;
л) для обеспечения процессов аналитики и прогнозирования:
куратор-аналитик;
эксперт-аналитик;
разработчик.
III. Порядок регистрация в единой цифровой платформе администратора участника единой цифровой платформы
7. Регистрация в качестве администратора участника единой цифровой платформы осуществляется оператором единой цифровой платформы путем подключения администратора участника единой цифровой платформы с использованием информационной системы, обеспечивающей техническую поддержку пользователей единой цифровой платформы и предоставление доступа к ней участникам единой цифровой платформы.
8. Регистрация пользователя участника единой цифровой платформы в роли администратора должна осуществляться на основании письма участника единой цифровой платформы, подписанного его руководителем с приложением заявки по форме, утверждаемой оператором единой цифровой платформы (далее - заявка на регистрацию), и копии приказа о наделении пользователя участника единой цифровой платформы соответствующими полномочиями.
9. Регистрация осуществляется оператором единой цифровой платформы не позднее следующего рабочего дня со дня получения заявки на регистрацию в случае ее соответствия требованиям, указанным в пункте 8 настоящего Регламента.
10. Уведомление о рассмотрении заявки на регистрацию направляется оператором единой цифровой платформы на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, в течение одного рабочего дня с момента рассмотрения заявки.
11. Для наделения пользователя участника единой цифровой платформы ролью администратора участника единой цифровой платформы соответствующий участник принимает нормативный акт, уполномочивающий данного сотрудника на выполнение роли администратора участника единой цифровой платформы, включающий следующий перечень полномочий:
а) подключение к единой цифровой платформе иных сотрудников участника единой цифровой платформы, наделения их согласно принятым внутренним нормативным актам государственного органа соответствующими ролями для работы в единой цифровой платформе;
б) направление заявок на изменение нормативно-справочной информации для справочников и классификаторов, относящихся к функциональным процессам соответствующего участника единой цифровой платформы;
в) направление заявок на изменение состава и перечня аналитических отчетов участника единой цифровой платформы;
г) управление работой планировщиков формирования регулярных аналитических отчетов, относящихся к деятельности участника единой цифровой платформы;
д) мониторинг журналов действий сотрудников участника единой цифровой платформы, являющегося участником единой цифровой платформы.
12. В целях обеспечения взаимозаменяемости рекомендуется наделить ролью администратора участника единой цифровой платформы для каждого участника единой цифровой платформы более одного пользователя участника единой цифровой платформы.
13. В случае если пользователь участника единой цифровой платформы утрачивает право и (или) полномочия на осуществление функций администратора участника единой цифровой платформы, участником единой цифровой платформы направляется письмо оператору единой цифровой платформы, подписанное руководителем участника единой цифровой платформы, с приложением заявки по форме, утверждаемой оператором единой цифровой платформы (далее - заявка об исключении).
14. Заявка об исключении направляется не позднее, чем за один день до утраты сотрудником, являющимся администратором участника единой цифровой платформы, прав и (или) полномочий на осуществление функций в единой цифровой платформе.
15. Оператор единой цифровой платформы не позднее дня утраты прав и (или) полномочий на осуществление функций в единой цифровой платформе администратором участника единой цифровой платформы осуществляет рассмотрение заявки об исключении, проверку на полноту и соответствие указанной в ней информации.
16. Уведомление о рассмотрении заявки об исключении направляется оператором единой цифровой платформы на адрес электронной почты участника единой цифровой платформы, указанный в заявке об исключении.
IV. Процессы, выполняемые в единой цифровой платформе без участия пользователя участника единой цифровой платформы (в автоматическом режиме)
17. Процессы, выполняемые в единой цифровой платформе без участия пользователя участника единой цифровой платформы (в автоматическом режиме) инициируются наступлением определенного жизненного события или события, приводящего к изменению сведений о гражданине в единой цифровой платформе, завершаются и переходят на следующий этап в соответствии жизненным циклом меры социальной защиты (поддержки) при наличии юридических значимых и достаточных для их выполнения сведений в единой цифровой платформе.
18. В единой цифровой платформе предусмотрено выполнение следующих процессов в автоматическом режиме с помощью подсистемы выявления жизненных событий и определения прав получателей услуг на меры социальной защиты, включая выполнение последовательных этапов процесса оказания меры социальной защиты (поддержки) при изменении сведений в единой цифровой платформе, в том числе обеспечение межведомственного взаимодействия и назначение меры социальной защиты (поддержки):
а) определение права гражданина на получение мер социальной защиты (поддержки) на основании алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки);
б) проактивное информирование граждан о наличии права на меры социальной защиты (поддержки);
в) беззаявительное назначение меры социальной защиты (поддержки), формирование распорядительных документов о назначении меры социальной защиты (поддержки).
19. В случае если при назначении мер социальной защиты (поддержки) в единой цифровой платформе недостаточно юридических значимых и достоверных сведений, в целях выполнения процессов в автоматическом режиме единая цифровая платформа обеспечивает:
а) автоматическое формирование и направление межведомственного запроса на получение недостающих сведений, автоматическую обработку и сохранение полученных сведений в единой цифровой платформе, дальнейшее следование процессу назначения меры социальной защиты (поддержки) на основании алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки);
б) повторное направление запроса в ручном режиме, в случае если межведомственный запрос не был своевременно (в регламентные сроки) обработан органом или организацией;
в) если запрос, направленный повторно, не обработан соответствующим государственным органом или организацией в регламентные сроки назначения меры (рассмотрения заявления), процесс переводится в ручной режим для фиксации необходимых сведений (в соответствии с документами, предоставленными гражданином и (или) сведениям, полученным от органов власти сведений альтернативными каналами), и далее происходит автоматическое следование процессу назначения меры социальной защиты (поддержки) на основании машиночитаемых описаний алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки), порядок формирования, согласования и утверждения которых приведен в разделе VI настоящего Регламента;
г) при отсутствии необходимых видов сведений органов власти в электронном виде (единая система межведомственного электронного взаимодействия, федеральная государственная информационная система "Единая информационная платформа национальной системы управления данными") межведомственные запросы могут быть направлены альтернативными способами (вне единой цифровой платформы). При получении ответа органа власти пользователь участника единой цифровой платформы выполняет ввод необходимых сведений в ручном режиме и формирование распорядительных документов в соответствии с разделом V настоящего Регламента;
д) в случае если назначение меры социальной защиты (поддержки) допускает формирование проекта распорядительного документа в ручном режиме, форматно-логические контроли осуществляются автоматически, принятие распорядительных документов выполняется в соответствии с разделом V настоящего Регламента.
20. По результатам выполнения процессов в автоматическом режиме в единой цифровой платформе формируются документы, доступные пользователям участника единой цифровой платформы, ответственным за назначение соответствующих мер социальной защиты (поддержки).
21. В случае обнаружения ошибки в документах, формируемых в единой цифровой платформе в автоматическом режиме, пользователем участника единой цифровой платформы формируется решение об обнаружении ошибки.
V. Обеспечение юридической значимости данных, формируемых в единой цифровой платформе
22. Для обеспечения юридической значимости данных, формируемых в единой цифровой платформе, которые предназначены для использования вне единой цифровой платформы и являются исходящими данными, используется усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).
23. Для формируемых входящих и внутренних документов в единой цифровой платформе наряду с квалифицированной электронной подписью может применяться усиленная неквалифицированная электронная подпись.
24. Для обеспечения юридической значимости данных, формируемых в единой цифровой платформе, при подписании усиленной неквалифицированной электронной подписью участниками единой цифровой платформы подписывается соглашение о признании информации, подписанной усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
25. При подписании электронных документов, формируемых единой цифровой платформой в автоматическом режиме, осуществляется автоматическое формирование электронной подписи с использованием ключа квалифицированной электронной подписи оператора единой цифровой платформы без указания в качестве владельца сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи физического лица.
26. Для входящих и внутренних электронных документов, подписываемых вручную пользователями участников единой цифровой платформы, используется простая электронная подпись в случае подписания в дальнейшем данного документа неквалифицированной электронной подписью или квалифицированной электронной подписью.
27. В случае применения квалифицированной электронной подписи физического лица - пользователя участника единой цифровой платформы одновременно с подписанным электронным документом предоставляется доверенность от руководителя участника единой цифровой платформы, подписанная квалифицированной электронной подписью участника единой цифровой платформы с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени участника единой цифровой платформы без доверенности.
28. Электронные документы, формируемые вручную пользователями участников единой цифровой платформы на основании предоставленных гражданами документов на бумажных носителях, используются при принятии решений в случаях, предусмотренных технологическими процессами единой цифровой платформы, после двухэтапной проверки правильности данных указанных электронных документов.
29. Прохождение первого этапа проверки подтверждается простой электронной подписью, квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью пользователя участника единой цифровой платформы, осуществившего первичное формирование электронного документа в единой цифровой платформе, в зависимости от роли сотрудника и типа электронного документа.
30. Прохождение второго этапа проверки в зависимости от типа электронного документа подтверждается квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью пользователя участника единой цифровой платформы в соответствии с регламентом, определяющим права доступа участников единой цифровой платформы.
31. Виды электронных подписей, применяемых для подписания соответствующих электронных документов, утверждаются порядком определения уровня доступа ролей пользователей участников единой цифровой платформы и видов используемых ими электронных подписей.
VI. Порядок формирования, согласования и утверждения информации о мерах социальной защиты (поддержки), алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки)
32. Процесс ведения информации о мерах социальной защиты (поддержки), алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки) в единой цифровой платформе включает формирование, согласование и утверждение соответственно информации о мерах социальной защиты (поддержки), алгоритмов выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненных циклов мер социальной защиты (поддержки).
33. Информация о мерах социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) формируются пользователями участников единой цифровой платформы, отвечающими за информационное сопровождение единой цифровой платформы на основании нормативных правовых актов, определяющих порядок и правила предоставления меры социальной защиты (поддержки).
Информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) должны быть сформированы не менее чем за 5 рабочих дней до ввода в эксплуатацию автоматического выявления жизненного события, определения права на меру социальной защиты (поддержки) и расчета величины меры социальной защиты (поддержки).
Жизненный цикл меры социальной защиты (поддержки) должен быть сформирован не менее чем за 5 рабочих дней до ввода в эксплуатацию процесса автоматизации соответствующей меры социальной защиты (поддержки).
Сформированная информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) подписываются пользователями участников единой цифровой платформы в соответствии с разделом V настоящего Регламента.
Сформированные пользователем участника единой цифровой платформы информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) направляются на согласование руководителю профильного подразделения участника единой цифровой платформы или его заместителю.
34. Информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меру социальной защиты (поддержки) должны быть согласованы не менее чем за 3 рабочих дня до ввода в эксплуатацию автоматического выявления жизненного события, определения права на меру социальной защиты (поддержки) и расчета величины меры социальной защиты (поддержки).
Жизненный цикл меры социальной защиты (поддержки) должен быть согласован не менее чем за 3 рабочих дня до ввода в эксплуатацию процесса автоматизации соответствующей меры социальной защиты (поддержки).
По результатам согласования информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меру социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) подписываются уполномоченным лицом профильного подразделения участника единой цифровой платформы не ниже руководителя или его заместителя в соответствии с разделом V настоящего Регламента.
После соответствующего согласования информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) направляются на утверждение методологу процесса - сотруднику координатора единой цифровой платформы (директор профильного департамента или уполномоченный им заместитель).
35. Информации о мере социальной защиты (поддержки) и алгоритма выявления прав на меру социальной защиты (поддержки) должны быть утверждены не менее чем за 1 рабочий день до ввода в эксплуатацию автоматического выявления жизненного события, определения права на меру социальной защиты (поддержки) и расчета величины меры социальной защиты (поддержки).
Согласованный жизненный цикл меры социальной защиты (поддержки) должен быть утвержден не менее чем за 1 рабочий день до ввода в эксплуатацию процесса автоматизации соответствующей меры социальной защиты (поддержки).
По результатам утверждения информация о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмы выявления прав на меры социальной защиты (поддержки) и жизненные циклы мер социальной защиты (поддержки) подписываются методологом процесса в соответствии с разделом V настоящего Регламента.
36. При необходимости изменения информации о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмов выявления прав на меру социальной защиты (поддержки) и жизненного цикла меры социальной защиты (поддержки) пользователь участника единой цифровой платформы, отвечающий за информационное сопровождение единой цифровой платформы, формирует новый экземпляр информации о мере социальной защиты (поддержки), алгоритмов выявления прав на меру социальной защиты (поддержки) и жизненного цикла меры социальной защиты (поддержки), которые должны быть согласованы и утверждены в порядке, определенном в пунктах 33-35 настоящего Регламента.
37. В единой цифровой платформе обрабатываются следующие виды документов (сведений):
а) входящие документы - документы, поступающие в единую цифровую платформу от физических или юридических лиц, в том числе органов власти, в форме электронного документа, из информационных систем по электронным каналам связи или в форме бумажного документа, предоставленного ими в результате личного обращения, либо посредством услуг почтовой, фельдъегерской и курьерской служб;
б) исходящие документы - документы, формируемые в единой цифровой платформе в формате электронного документа, подлежащие передаче в другие информационные системы, физическим или юридическим лицам, в том числе органам власти;
в) внутренние документы - документы, формируемые в единой цифровой платформе в формате электронного документа, не подлежащие передаче из единой цифровой платформы.
38. В единой цифровой платформе подлежат обработке следующие основные виды входящих документов:
а) заявления (отзывы заявлений) физических и юридических лиц;
б) сведения, поступившие в инициативном порядке либо в качестве ответа на запрос из иных информационных систем, взаимодействующих с единой цифровой платформой, а также посредством межведомственного электронного взаимодействия;
39. В единой цифровой платформе обрабатываются следующие основные формы входящих документов:
а) электронные документы утвержденного формата, поступившие в единую цифровую платформу посредством систем межведомственного электронного взаимодействия, включая документы, поступившие с единого портала государственных и муниципальных услуг и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
б) электронные документы утвержденного формата и скан-копии, поступившие в единую цифровую платформу по защищенным каналам связи;
в) электронные документы утвержденного формата и скан-копии, подписанные квалифицированной электронной подписью, поступившие каналами электронной почты, либо с помощью цифровых носителей информации;
г) документы на бумажном носителе, представленные физическим или юридическим лицом лично;
д) документы на бумажном носителе, направленные с использованием услуг почтовой, курьерской, фельдъегерской служб.
40. Входящий документ на бумажном носителе или в виде скан-копии подлежит обязательной оцифровке и размещению в единой цифровой платформе специалистом по приему документов.
41. Результатом оцифровки входящего документа является цифровой документ, содержащий реквизиты исходного документа, позволяющие восстановить электронную (печатную) форму исходного документа.
42. При оцифровке входящего документа, создается запись о месте хранения исходного документа на бумажном носителе.
43. При оцифровке входящего документа на бумажном носителе формируется скан-копия в любом допустимом формате электронного документа.
44. Электронные документы утвержденного формата загружаются в единую цифровую платформу в автоматическом режиме.
45. Скан-копии и документы утвержденного формата размещаются в хранилище документов единой цифровой платформы, а в базе данных создается ссылка цифрового документа на файл, размещенный в хранилище.
46. Входящий документ на бумажном носителе принимается в обработку и хранение только в случае отсутствия технической или юридической возможности подтверждения его подлинности у организации его выдавшей. Во всех остальных случаях, после оцифровки входящего документа, направляется запрос на подтверждение его подлинности (либо ожидается инициативная рассылка от ведомства).
47. В единой цифровой платформе обрабатываются следующие основные виды исходящих документов:
а) решения, распоряжения, приказы;
б) извещения, уведомления, информационные письма физическим и юридическим лицам;
в) сведения, направляемые в орган государственной власти в рамках действующего законодательства или исполнения соглашений об информационном взаимодействии;
г) запросы информации;
д) заключения;
е) платежные поручения;
ж) ответы на обращения физических лиц, правоохранительных органов, судов и иных организаций;
з) справки, выдаваемые по требованию в рамках компетенции;
и) документы, формируемые в рамках осуществления выплаты мер социальной поддержки;
к) отчетные документы, предоставляемые органам власти;
л) ответы на запросы органов государственной власти;
м) расписки в приеме документов;
н) иные документы.
48. Исходящие документы формируются в электронном виде в следующих формах:
а) цифровой документ (обязательно);
б) электронный документ (при необходимости)
49. Исходящие документы формируются в следующих основных форматах:
форматы структурированного представления данных XML, JSON - для автоматизированной отправки и обработки;
50. Исходящий документ подписывается квалифицированной электронной подписью.
51. В единой цифровой платформе обрабатываются следующие основные виды внутренних документов:
а) решения, распоряжения;
б) извещения, уведомления, информационные письма;
в) протоколы заседания комиссий;
г) протоколы сверок;
д) протоколы, акты, заключения проведенной экспертизы;
е) приказы;
ж) статистические и оперативные отчеты;
з) приложения учетной политики;
и) справки, выписки;
й) проекты документов, подлежащие согласованию.
52. Внутренние документы формируются в следующих формах:
а) цифровой документ;
б) формализованный удобочитаемый документ в одном из допустимых форматов.
VII. Сроки хранения и регламент уничтожения документов
54. Единая цифровая платформа обеспечивает хранение цифровых и электронных документов в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
55. Цифровые и электронные документы юридических лиц хранятся в статусе хранения действующих документов единой цифровой платформы в течении 5 (пяти) лет с даты соответствующего события. По истечении 5 (пяти) лет документы подлежат переводу в сегмент хранения архивных данных единой цифровой платформы.
56. Период архивного хранения цифровых и электронных документов физических лиц в сегменте хранения архивных данных единой цифровой платформы устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
57. Получение документов из сегмента хранения архивных данных осуществляется отдельным запросом в рамках ролевой политики уполномоченного пользователя участника единой цифровой платформы.
58. При необходимости возобновления предоставления услуг документы перемещаются из сегмента хранения архивных документов в сегмент хранения действующих документов.
59. Уничтожение (удаление) электронных и цифровых документов осуществляется в массовом полуавтоматическом режиме с подтверждением уполномоченного пользователя участника единой цифровой платформы (руководителем профильного подразделения участника единой цифровой платформы, либо лицом его замещающим).
60. В случае уничтожения документов на бумажном носителе акт с описью (реестром) уничтоженных документов в обязательном порядке регистрируется в единой цифровой платформы.
VIII. Порядок формирования аналитической и регламентной отчетности в единой цифровой платформе
61. В единой цифровой платформе предусмотрены следующие виды отчетности:
а) регламентные отчеты - отчеты, разработанные в соответствии с нормативно правовыми актами Российской Федерации;
б) аналитические отчеты - отчеты, не регламентируемые нормативными актами, разработанные в соответствии с техническими требованиями или созданные в ходе эксплуатации единой цифровой платформы, обладающие широким набором параметров и фильтров, включая информационные панели в виде графических интерфейсов, отображающих данные в виде различных компонентов.
62. Предоставление доступа к отчетам осуществляется путем назначения пользователю роли для обеспечения процессов аналитики и прогнозирования в соответствии с ролевой моделью, приведенной в разделе II настоящего Регламента.
63. Внесение изменений в состав или перечень аналитических отчетов осуществляется на основании заявки, формируемой администраторами участников единой цифровой платформы и реализуемой в порядке сопровождения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.