Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
(подготовлен Минстроем России 14.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (далее - законопроект) разработан в целях ускорения завершения мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и приравненных к ним лиц.
Законопроектом по результатам анализа правоприменительной практики предусматривается внесение изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 13, абзац второй подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункт 3 пункта 1 статьи 15, подпункт 4 статьи 17, подпункт 3 пункта 1 статьи 18, подпункт 6 пункта 1 статьи 19 и подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), устанавливающих право отдельных категорий ветеранов на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Федеральным законом N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) отдельным категориям ветеранов было предусмотрено первоочередное (внеочередное) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом такое предоставление жилых помещений финансировалось из бюджетов субъектов Российской Федерации либо местных бюджетов.
Вместе с тем действующей редакцией Федерального закона N 5-ФЗ предусмотрено предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.
В связи с изменением механизма финансирования реализации права отдельных категорий граждан на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ, отдельные граждане, реализовав свое право на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, обращаются повторно с требованием предоставить жилое помещение, указывая, что они не реализовали свое право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, законопроектом предлагается определить в подпункте 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 5-ФЗ, что социальная поддержка ветеранов по предоставлению жилых помещений в соответствии с указанным Федеральным законом оказывается один раз.
Кроме того, в настоящее время имеют место случаи, когда вдовы (члены семей) участников и инвалидов Великой Отечественной войны производят отчуждения жилых помещений, предоставленных (приобретенных) при жизни участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а затем после соответствующих обращений повторно обеспечиваются жильем в рамках реализации Федерального закона N 5-ФЗ.
На практике отказ в постановке на учет членов семей участников и инвалидов Великой Отечественной войны, которые в рамках Федерального закона N 5-ФЗ были обеспечены жильем, обжалуется в судебном порядке в связи с отсутствием в Федеральном законе N 5-ФЗ нормы, запрещающей такую постановку на учет. Сложившаяся практика приводит к увеличению общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", при этом соответственно увеличиваются сроки обеспечения жильем непосредственных участников и инвалидов Великой Отечественной войны.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменений в абзац второй подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 5-ФЗ, согласно которым в случае предоставления инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны меры социальной поддержки по обеспечению жильем при жизни, членам их семей (после смерти инвалида Великой Отечественной войны или участника Великой Отечественной войны) указанная мера социальной поддержки не предоставляется.
Вместе с тем применение принципа дифференцированного подхода к категории граждан, являющихся членами семей умерших (погибших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не изменяет существа предоставляемых мер социальной поддержки по обеспечению жильем и гарантированное право на их получение, в случае, если ранее указанная мера социальной поддержки не предоставлялась инвалиду или участнику Великой Отечественной войны.
В целях сохранения прав ветеранов Великой Отечественной войны, за которыми до даты вступления в силу законопроекта признано право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, статьей 2 законопроекта устанавливается, что действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 13, абзаца второго подпункта 4 пункта 1статьи 21 Федерального закона N 5-ФЗ (в редакции законопроекта) не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Реализация законопроекта будет способствовать достижению цели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по повышению доступности жилья для граждан.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию законопроектом, поскольку его реализация не окажет влияние на доходы или расходы федерального или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом законопроект будет способствовать повышению эффективности расходования средств федерального бюджета, и как следствие позволит решить жилищный вопрос большего количества граждан социально значимых категорий.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
принимаемых решений в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета, поскольку не повлечет увеличения количества ветеранов, принимаемых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
Не предусматривается признание утратившими силу, приостановление, принятие федеральных законов в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" не потребуется признание утратившими силу, внесения изменений и издания новых нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.