Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 28.02.2022 г.)
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 утверждены Основы государственной культурной политики (далее - Основы). Одной из основных задач культурной политики является расширение и поддержка международных культурных связей, поддержка международных проектов в области искусств. Кроме этого, в Основах отмечается, что нормативно-правовая база должна соответствовать возможности реализации задач государственной культурной политики.
Для вхождения России в мировое культурное пространство должна активно развиваться фестивальная, гастрольная и выставочная деятельность (Раздел VI Основ "Задачи государственной культурной политики").
Для реализации данных задач в организациях культуры, с одной стороны, должна развиваться международная деятельность собственных коллективов и исполнителей, с другой стороны, концертные организации должны получить возможность проводить мероприятия с участием зарубежных исполнителей.
Существующий порядок привлечения иностранных работников не позволяет российским государственным и муниципальным учреждениям культуры приглашать для выполнения временной творческой работы иностранных лиц как высококвалифицированных специалистов. Для решения данного вопроса организации культуры вынуждены обращаться к услугам российских и иностранных коммерческих организаций, что безусловно приводит к дополнительным расходам из средств учреждений.
Вместе с тем, действующий закон позволяет научным и образовательным организациям, учреждениям здравоохранения привлекать на работу иностранных граждан как высококвалифицированных специалистов. Таким образом, в сфере образования и здравоохранения созданы необходимые условия для развития и внедрения современного мирового опыта.
Минкультуры России проведена соответствующая оценка деятельности ряда федеральных организаций культуры на предмет приглашения иностранных специалистов, с целью сбора соответствующих данных.
По результатам данной оценки, отмечается, что федеральными театральными и концертными организациями ежегодно привлекается не менее 700 высококвалифицированных специалистов в области искусства - режиссеров-постановщиков, балетмейстеров-постановщиков, художников-постановщиков, дирижеров, артистов, исполнителей и других творческих работников из различных стран мира, в том числе из стран СНГ и Балтии, с которыми у российских организаций культуры существуют давние и налаженные связи.
В настоящее время порядок привлечения иностранных работников предполагает, среди прочего, необходимость наличия у работодателя соответствующего разрешения, длительный срок оформления всех разрешительных документов; ограничения на срок осуществления трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу; обязанность предоставления сертификата, подтверждающего знание русского языка, истории, законодательства РФ и иные ограничения на деятельность иностранного работника на территории России.
Указанные ограничения особенно актуальны для иностранных работников учреждений культуры, деятельность которых носит творческий характер и, зачастую, предполагает участие в гастролях.
Законопроектом предлагается дополнить статью 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" подпунктом, предусматривающим минимальный порог заработной платы в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности государственными и муниципальными учреждениями культуры.
Указанный порог минимальной заработной платы соответствует применяемому в сфере образования и здравоохранения, а также устанавливается исходя из экономических возможностей региональных организаций культуры, в которых средний уровень дохода гораздо ниже уровня заработной платы в центральном регионе.
В качестве высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности государственными и муниципальными учреждениями культуры, определяются творческие работники, привлекаемые на должности, включенные в перечень должностей отдельных категорий творческих работников, утверждаемый Минкультуры России.
Данное регулирование позволит указанным учреждениям привлекать к трудовой деятельности иностранных работников творческих специальностей на регулярной основе, упростит процесс въезда соответствующих работников, сократит срок оформления необходимой разрешительной документации и в целом сделает условия работы в российских учреждениях культуры более конкурентными.
Все расходы, связанные с привлечением высококвалифицированных специалистов, в том числе, в случае необходимости, по обеспечению указанных специалистов и членов их семей медицинской помощью в соответствии с пунктом 14 статьи 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в течение срока действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), будут осуществляться за счет средств российских государственных и муниципальных учреждений культуры, предусматриваемых ими на привлечение иностранных специалистов в рамках действующего законодательства, в связи с чем реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов будет способствовать плодотворному творческому обмену, расширению репертуарного предложения для отечественных любителей искусства, укреплению особого статуса и авторитета российской культуры и искусства в период поднятия престижа Российской Федерации на международной культурной и гуманитарной арене.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.