Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Рособрнадзором 10.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с пунктом 103 раздела VI плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р, и с учетом Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ).
Предметом правового регулирования законопроекта является создание на федеральном уровне информационной системы оценки качества образования.
Согласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 170-ФЗ, мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одним из ключевых целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году, является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Согласно подпункту 6.7 пункта 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет мониторинг в системе образования на федеральном уровне в установленной сфере ведения.
Рособрнадзором разработаны модель и методика реализации мониторинга качества образования в таких оценочных формах, как всероссийские проверочные работы (ВПР) и национальные исследования качества образования (НИКО), государственная итоговая аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет получать объективное представление о качестве общего образования в стране, анализировать влияние различных факторов на результаты работы субъектов Российской Федерации, муниципалитетов и школ, разработать адресные рекомендации по совершенствованию системы управления качеством образования.
Мероприятия НИКО и ВПР проводятся Рособрнадзором на протяжении 7 лет ежегодно. Участие в данных исследованиях принимают более 7 миллионов обучающихся 4-8, 10, 11 классов из более чем 38 000 образовательных организаций 85 субъектов Российской Федерации.
Существующая система оценки качества образования позволила показать позитивную динамику по результатам участия России в международных сопоставительных исследованиях качества чтения и понимания текста среди обучающихся 4-х классов PIRLS, в исследовании по оценке качества математического и естественнонаучного образования обучающихся 4 и 8-х классов TIMSS, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA), в программе по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA, проводимой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Все указанные мероприятия по оценке качества образования носят массовый характер, в связи с чем, возникает необходимость создания комплексной системы агрегирования и анализа данных в области оценки качества образования, обеспечивающей формирование информационных массивов, хранение и использование их в соответствии с целями и задачами органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, осуществляющих управление в сфере образования.
Информационная система будет позволять интегрировать данные по различным оценочным процедурам, контекстные данные по образовательным организациям, формировать статистические отчеты для проведения анализа различных аспектов и характеристик качества образования.
Кроме того, в рамках мониторинга системы образования будет проводиться аккредитационный мониторинг, который направлен на систематическое наблюдение за выполнением образовательными организациями аккредитационных показателей.
Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом к качеству образования (часть 3 статьи 92 Федерального закона N 273-ФЗ).
Указанная информационная система позволит агрегировать данные о различных оценочных процедурах, которые являются, в том числе, источником сведений о выполнении образовательными организациями аккредитационных показателей.
В связи с изложенным предлагается включить в статью 98 Федерального закона N 273-ФЗ положения о создании федеральной информационной системы оценки качества образования (далее - ФИС ОКО), порядке ее формирования и ведения, перечне сведений, вносимых в ФИС ОКО.
Указанные законодательные изменения в условиях цифровизации и оптимизации государственных услуг и функций позволят значительно повысить эффективность реализации возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки полномочий.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Принятие законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.