Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 10.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях закрепления правового статуса особой категории транспортных средств, не используемых по назначению и обладающих исторической, художественной, научной или культурной ценностью (далее -музей - транспорт).
Музей-транспорт должен быть приспособлен для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности.
При этом музеем-транспортом будет признаваться либо объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, либо музейный предмет, включенный в Музейный фонд Российской Федерации.
Музей-транспорт, являющийся музейным предметом, подлежит государственному учету в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; музей-транспорт, являющийся объектом культурного наследия, учитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Вышеописанные положения закрепляют существующую практику категоризации объектов, которые в законопроекте предложено именовать музеем-транспортом.
Музей-транспорт может иметь научно-техническое значение: это могут быть объекты с индивидуальной инженерно-технической конструкцией, не имеющие аналогов, или же транспорт, сохраненный в единичном экземпляре (для примера, научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" является единичным экземпляром среди судов космической флотилии; атомный ледокол "Ленин" - первый атомный ледокол России). При этом музей-транспорт, который был участником важных исторических событий или внес вклад в развитие науки, народного хозяйства, обороноспособности страны, имеет помимо всего прочего важное историческое значение (к примеру, объекты военной авиации, хранящиеся в Центральном музее военно-воздушных сил).
Особо следует затронуть некоторые вопросы правового положения музея-транспорта, являющегося судном или плавучими объектом.
В Российской Федерации сегодня около 20 так называемых кораблей-музеев. Все они приспособлены для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, в том числе осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности. Для сравнения, в Великобритании подобных кораблей-музеев около 100, в США - 350.
В обоснование законодательной инициативы необходимо обратиться к опыту ФГБУК "Музей Мирового океана".
Сегодня ФГБУК "Музей Мирового океана" имеет в своем распоряжении корабли военно-морского, ледокольного, космического назначения.
Для примера, ФГБУК "Музей Мирового океана" владеет:
- научно-исследовательским судном "ВИТЯЗЬ" (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- подводной лодкой "Б-413" (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- рыболовным траулером СРТ-129 (объект культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов);
- плавучим маяком "Ирбенский" (не является объектом культурного наследия, учтен в реестре плавучих объектов):
- Ледоколом "Красин" (объект культурного наследия, учтен в государственном судовом реестре).
Учет, регистрация, эксплуатация таких "музейных кораблей" регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ).
При этом проблемы в правовом регулировании, в том числе в части налогообложения, возникают с судами, которые располагаются в морских портах. В соответствии с вышеназванными кодексами такие суда могут располагаться в порту только в качестве судна, вместе с тем такое их отнесение приводит к необходимости выполнения массива требований в соответствии с КТМ.
Законопроектом определяется, что музей-транспорт, расположенный на внутренних водных путях Российской Федерации, подлежит учету в качестве плавучего объекта в соответствии с КВВТ, а музей-транспорт (судно, находящееся на длительной стоянке в морском порту и используемое в культурных целях) подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации в соответствии КТМ.
Музей-транспорт не выполняет транспортную функцию. В правилах и морского, и водного регистра уже существуют специальные нормы, которые относятся к подобным судам и предъявляют к ним иные требования, чем для тех судов, которые занимаются перевозкой пассажиров или груза.
Судно, которое осуществляет транспортные перевозки, не может быть признано музеем-транспортом, и, следовательно, на такие суда продолжают распространяться требования КТМ и КВВТ, предусмотренные для судов, в полном объеме.
Закрепление подобных норм позволит однозначно определить правовое положение расположенных в морском порту судов, которые не осуществляют транспортные перевозки и при этом выполняют важную социокультурную функцию в обществе - сохраняют и популяризируют достояние народов Российской Федерации.
Кроме того, предложенные законопроектом изменения позволят устранить пробелы в правовом регулировании статуса транспортных средств, попадающих под категорию музея-транспорта. Впоследствии в подзаконных актах будут усовершенствованы вопросы учета таких объектов, в том числе особенности их эксплуатации и сохранения.
Одновременно законопроект будет способствовать созданию новых музеев-транспортов в Российской Федерации, и тем самым позволит расширить процесс их использования в культурно-познавательной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.