Заключение Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
от 5 февраля 2009 г. N вн 3.8-13/116
на проект федерального закона N 123203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части изменения статьи 17.1 Федерального закона), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Рассмотрев проект федерального закона N 123203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части изменения статьи 17.1 Федерального закона), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Комитет по экономической политике и предпринимательству отмечает следующее.
Статья 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Согласно этой статье заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, установленных этой статьей.
Законопроект предлагает расширить перечень случаев, когда конкурсный порядок заключения договоров не применяется. В частности, предлагается не применять конкурсный порядок в случае заключения договоров безвозмездного пользования с органами государственной власти, органами местного самоуправления, договоров в отношении имущества субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, а также в отношении движимого имущества, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей.
Учитывая большое число поступающих в Государственную Думу обращений по поводу применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", Комитет отмечает необходимость внесения изменений в эту статью. Частично такие изменения нашли свое отражение в Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" от 8 ноября 2008 года N 195-ФЗ. Указанным законом были установлены изъятия в отношении предоставления прав на государственное и муниципальное имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации. Таким образом, часть предложений Законодательного Собрания Санкт-Петербурга были учтены.
По мнению Комитета, предлагаемая законопроектом норма о неприменении конкурсного порядка заключения договоров в отношении имущества субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не может быть поддержана. Установление порядка заключения гражданско-правовых договоров, к которым относятся договоры владения и пользования имуществом, является предметом регулирования гражданского законодательства и находится в ведении Российской Федерации. Установление разного порядка заключения договоров в разных субъектах Российской Федерации будет иметь негативные правовые и экономические последствия.
Из предлагаемого законопроектом положения о внеконкурсном порядке передачи движимого имущества не ясен характер такого имущества, а также основания для передачи такого имущества. Это положение также не может быть поддержано.
Законопроектом предлагается вывести из-под действия статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" договора безвозмездного пользования как основания передачи прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом. В обоснование этого указывается необходимость предоставлять имущество некоммерческим организациям для выполнения социальных функций. В связи с этим предложением, Комитет обращает внимание на то, что льготный порядок предоставления прав на имущество, по сути, является формой государственной помощи (предоставлением преимущества одному лицу по сравнению с другими). Порядок предоставления государственной помощи определяется главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции". Предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям для социальных целей, соответствующих целям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона "О защите конкуренции", может осуществляться без проведения конкурсов или аукционов в порядке, установленном статьей 20 закона. Для того, чтобы расширить возможности субъекта Российской Федерации использовать государственную и муниципальную помощь для реализации задач социального характера, Комитет предлагает внести изменения в статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и расширить цели предоставления государственной и муниципальной помощи. Предлагаемые же законопроектом изменения статьи 17.1 Комитет не поддерживает.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части изменения статьи 17.1 Федерального закона), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.