Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О подготовке и заключении договора водопользования"
(подготовлен Минприроды России 14.03.2022 г.)
В настоящее время порядок заключения договора водопользования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - постановление N 165).
Учитывая, что указанный акт содержится в Перечне нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467, внесение изменений в порядок заключения договора водопользования потребует издания нового акта Правительства Российской Федерации и признания утратившим силу действующего постановления N 165.
Проектом постановления предлагаются к утверждению следующие новеллы.
В соответствии с протоколом совещания по рассмотрению предложений Администрации Краснодарского края о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие порядок заключения договора водопользования от 07.05.2021 N 03-16/117-пр, в проекте постановления предусматривается наряду с имеющимся в постановлении N 165 согласованием условий водопользования с органами в области градостроительной деятельности также согласование условий водопользования органами государственной власти субъекта, уполномоченными в области санаторно-курортного и туристского развития.
Принятие проекта постановления предполагает участие органов местного самоуправления в согласовании условий водопользования, что объясняется необходимостью учета интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, а также соответствия условий использования водного объекта документам территориального планирования, документации по планировке территории и правилам использования водных объектов, устанавливаемым органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации.
Проект постановления регулирует порядок заключения договоров водопользования, на основании которых водные объекты предоставляются в пользование, в том числе для организованного отдыха детей.
Пунктом 2.1. статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 16.10.2019 N 336-ФЗ, установлено, что организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей необходимо предъявление требований к потенциальным водопользователям - заявителям, организовывающим отдых детей.
Для достижения данной цели проект постановления предусматривает, что отсутствие сведений о заявителе в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, размещаемом в сети "Интернет" в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", является основанием для отказа в заключении договора водопользования.
Постановлением N 165 в качестве критерия соответствия заявителей физкультурно-спортивным организациям, имеющим право на заключение договора водопользования без проведения аукциона, предусмотрено получение в порядке межведомственного взаимодействия уполномоченным на предоставление водного объекта органом сведений о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Однако практика применения постановления N 165 выявила избыточность данного требования, вместе с тем основанием наличия права заключать договор в "безаукционном" порядке предлагается установить включение сведений о заявителе в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, размещаемом в сети "Интернет" в целях реализации подпункта 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации - в случае использования акватории водных объектов для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями.
Актуальный перечень размещается на официальном сайте Минспорта России.
Следует отметить, что в данный перечень включаются физкультурно-оздоровительные организации, отвечающие критериям, предусмотренным Правилами формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N 1501, а именно:
а) осуществление физкультурно-спортивной организацией, индивидуальным предпринимателем деятельности в области физической культуры и спорта в качестве основного вида экономической деятельности;
б) предоставление услуг, включенных в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
в) наличие в штате физкультурно-спортивной организации, индивидуального предпринимателя работников, непосредственно задействованных в предоставлении физкультурно-оздоровительных услуг, имеющих образование не ниже среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта или прошедших переподготовку по программам дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта;
г) при оказании индивидуальным предпринимателем физкультурно-оздоровительных услуг самостоятельно - наличие у него образования не ниже среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта или прохождение им переподготовки по программам дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта;
д) отсутствие физкультурно-спортивной организации, индивидуального предпринимателя в реестрах недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Полагаем, что предъявление данного требования обеспечит доступность приобретения права пользования акваторией и, как следствие, повысит качество оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг.
Для минимизации перечня документов, необходимых для получения водного объекта в пользование, проектом постановления исключаются требование о предъявлении оригиналов документов.
Проектом постановления предусмотрена процедура приостановления оказания государственной услуги по предоставлению водного объекта в пользование на основании договора водопользования в целях устранения заявителем замечаний к поданным документам.
Проект постановления уточняет требования к содержанию заявления о предоставлении водного объекта в пользование, в связи с чем в случае принятия проекта постановления потребуется признать утратившим силу приказ МПР России от 23.04.2008 N 102 "Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование".
Устанавливаемые в проекте постановления нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г.Астана - 29.05.2014), положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и не приведет к увеличению расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введению новых видов расходных обязательств.
Реализация проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления регулирует отношения, предусмотренные пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, и подлежит оценке регулирующего воздействия.
Проект постановления содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", однако предлагаемые изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
Принятие проекта постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.