Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении порядка допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях"
(подготовлен Минпромторгом России 16.03.2022 г.)
В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607) и абзацем вторым пункта 5(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4085; 2020, N 20, ст. 3177), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации О.Е. Бочарова.
Министр |
Д.В. Мантуров |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от ____________2022 г. N_____
ПОРЯДОК
допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях
I. Общие положения
1. Настоящий порядок допуска экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях (далее - Порядок) определяет правила допуска экспериментальных воздушных судов (далее - ЭВС) за плату на договорной основе для перевозки грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и АС).
2. Порядок распространяется на авиационные организации экспериментальной авиации (далее - ЭА), осуществляющие деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, эксплуатирующие ЭВС.
3. Для целей Порядка под служебными пассажирами понимаются лица, установленные пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст. 4085; 2020, N 20, ст. 3177) (далее - постановление N 862).
Перевозка грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, летные проверки наземных средств РТОП и АС на ЭВС производятся экипажами летно-испытательных подразделений (далее - ЛИП) согласно требованиям статьи 23 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383), постановления N 862, Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации России от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916) (далее - ФАП-4855).
4. Служебные пассажиры подлежат страхованию в порядке, установленном статьей 133 Воздушного кодекса Российской Федерации.
5. К перевозке грузов (в том числе почты) и служебных пассажиров, летных проверок наземных средств РТОП и АС допускаются пилотируемые вспомогательные воздушные суда, экспериментальные воздушные суда - летающие лаборатории, ЭВС транспортной категории серийного производства, на летающих лабораториях должны быть завершены их летно-конструкторские испытания и устранены выявленные недостатки, влияющие на безопасность полетов, а ЭВС транспортной категории серийного производства, выпускаемые авиационными организациями - изготовителями ЭВС, должны пройти объем приемо-сдаточных (предъявительских) испытаний согласно техническим условиям на поставку и приемку с подписью формуляра воздушного судна летчиком-испытателем поставщика.
К перевозке грузов (в том числе почты) допускаются беспилотные ЭВС после завершения на них предварительных (доводочных) испытаний и устранения выявленных недостатков, влияющих на безопасность полетов.
II. Допуск ЭВС и экипажа к перевозке служебных пассажиров
6. Допуск ЭВС и экипажа к перевозке служебных пассажиров осуществляется распоряжением руководителя авиационной организации ЭА (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к Порядку) (далее - распоряжение) в соответствии с Порядком, ФАП-4855 и Руководством по организации перевозок служебных пассажиров, разработанным в организации ЭА и утвержденным ее руководителем (далее - руководство по перевозке служебных пассажиров).
7. Для перевозки служебных пассажиров допускаются ЭВС, оборудованные средствами объективного контроля, креслами (сиденьями) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием, обеспечивающим безопасность перевозки служебных пассажиров, в том числе на больших высотах и над водной поверхностью (кислородными баллонами и масками, дымозащитными масками, спасательными жилетами и плотами).
8. Руководитель ЛИП в соответствии с полученным распоряжением организует подготовку ЭВС и экипажа к перевозке служебных пассажиров с оформлением следующего:
открытых листов на перевозку служебных пассажиров на воздушном судне в 2-х экземплярах (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Порядку) (далее - открытые листы);
полетного листа с указанием в нем количества служебных пассажиров, номера открытого листа, а при одновременной перевозке служебных пассажиров и грузов - массы перевозимого груза и номера грузовой квитанции.
Один экземпляр открытого листа сдается диспетчеру авиационно-диспетчерского пункта (далее - АДП), а второй выдается командиру ЭВС и должен находится на борту ЭВС при выполнении полета.
9. В случаях когда производится одновременная перевозка служебных пассажиров и грузов, на борт ЭВС допускаются служебные пассажиры по числу мест (кресел) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием, обеспечивающим безопасность перевозки служебных пассажиров в соответствии с пунктом 7 Порядка.
10. В случае посадки ЭВС на промежуточном аэродроме и изменения количества служебных пассажиров командиром ЭВС делаются соответствующие отметки в открытом листе.
Не допускается перевозка служебных пассажиров, не оформленных в соответствии с пунктом 8 Порядка, а также перевозка большего количества служебных пассажиров, чем имеется мест (кресел) с привязными ремнями и другим необходимым оборудованием, обеспечивающим безопасность перевозки служебных пассажиров в соответствии с пунктом 7 Порядка.
11. Посадка служебных пассажиров на борт ЭВС и выход из него производятся под руководством одного из членов экипажа, назначенного командиром ЭВС.
12. После возвращения на аэродром базирования один экземпляр открытого листа сдается в ЛИП, а второй - дополненный фамилиями, именами, отчествами (последнее при наличии) служебных пассажиров, допущенных на борт ЭВС на промежуточных аэродромах, - сдается в авиационную организацию ЭА.
III. Допуск ЭВС и экипажа к перевозке грузов (почты) и летным проверкам наземных средств РТОП и АС
13. Допуск ЭВС и экипажа к перевозке грузов (в том числе почты), летным проверкам наземных средств РТОП и АС осуществляется распоряжением в соответствии с Порядком, ФАП-4855 и Руководством по организации и выполнению на ЭВС перевозок грузов (в том числе почты) и летных проверок наземных средств РТОП и АС, разработанным в организации ЭА и утвержденным ее руководителем (далее - руководство по перевозке грузов и летным проверкам).
14. Для перевозки грузов (в том числе почты) допускаются ЭВС, имеющие штатное оборудование для погрузки, размещения и швартовки грузов (в том числе почты).
Применение дополнительного оборудования (приспособлений) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и швартовки грузов (в том числе почты) должно быть согласовано с организацией-разработчиком ЭВС.
15. Прием груза (в том числе почты) от грузоотправителя в летно-испытательном подразделении производится по грузовой квитанции (рекомендуемый образец приведен в Положении N 3 к настоящему Порядку), оформляемой в четырех экземплярах. Первый экземпляр грузовой квитанции передается в летно-испытательное подразделение, второй экземпляр остается у грузоотправителя, третий экземпляр вместе с грузом выдается грузополучателю, четвертый экземпляр после сдачи груза грузополучателю с его подписью возвращается грузоотправителю.
16. Подготовка грузов к транспортировке и их погрузка в ЭВС осуществляются в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации воздушного судна (далее - РЛЭ).
При подготовке грузов к транспортировке на ЭВС аэродромными службами определяются их масса (производится взвешивание) и положение центра тяжести.
Тара (упаковка) с находящимися в ней грузами опечатывается (пломбируется), на нее наносится транспортная маркировка (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).
Транспортная маркировка наносится непосредственно на тару или на специальную бирку, закрепленную на грузе (таре).
Транспортная маркировка должна также предусматривать манипуляционные знаки и надписи о порядке обращения с грузом (например, могут использоваться следующие обозначения: "НЕ КАНТОВАТЬ", "СТЕКЛО", "ВЕРХ").
Погрузкой и размещением грузов на ЭВС руководит назначенный командиром ЭВС один из членов экипажа, допущенный приказом руководителя авиационной организации ЭА для выполнения этих функций.
Размещение грузов на ЭВС производится с учетом обеспечения нагрузки на пол грузовой кабины, взлетной массы и центровки в пределах, установленных РЛЭ, а также надежного закрепления (швартовки) грузов, исключающего возможность их самопроизвольного перемещения на всех этапах полета ЭВС. Перевозка на ЭВС не зашвартованных грузов запрещается.
17. В процессе предполетной подготовки командир ЭВС и члены экипажа (по специальности) осматривают и проверяют размещение, состояние и закрепление грузов на соответствие грузовой квитанции.
При выполнении полета экипаж ведет наблюдение за состоянием и креплением перевозимых грузов, принимает меры по устранению выявленных отклонений, руководствуясь рекомендациями РЛЭ.
18. По прибытии в пункт назначения разгрузка ЭВС производится грузополучателем под руководством одного из членов экипажа.
Сдача груза грузополучателю вместе с третьим экземпляром грузовой квитанции производится лицом, ответственным за груз, по предъявлении представителем грузополучателя доверенности на получение груза.
При этом грузополучатель расписывается на четвертом экземпляре грузовой квитанции с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) и даты.
19. После выполнения задания четвертый экземпляр грузовой квитанции с отметкой грузополучателя о получении сдается грузоотправителю или в бухгалтерию авиационной организации, отправившей груз, а первый экземпляр грузовой квитанции подшивается в специальное дело с полетными документами на перевозку служебных пассажиров и грузов.
Приложение N 1
к Порядку допуска экспериментальных воздушных
судов к перевозкам в коммерческих целях,
утвержденному приказом Минпромторга России
от ___________2022 г. N_____
(рекомендуемый образец)
Распоряжение N__________ от " ____ " ____________ 20___ г.
Начальнику летно-испытательного подразделения_____________________________
______________________________________________________________________________
(фамилия имя отчество (последнее при наличии) начальника летно-испытательного подразделения)
Разрешаю на воздушном судне _____________________________________________
(тип и номер воздушного судна)
перевезти (провести летную проверку наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее - РТОП и АС)_____________________________
(количество служебных пассажиров,
______________________________________________________________________________________________________
наименование и масса груза, наименование аэродрома и средств РТОП и АС)
по маршруту___________________________________________________________________
Руководитель авиационной организации _____________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
Приложение N 2
к Порядку допуска экспериментальных воздушных
судов к перевозкам в коммерческих целях,
утвержденному приказом Минпромторга России
от ___________2022 г. N_____
(рекомендуемый образец)
Приложение
к полетному листу N _________
от " ____ " ___________ 20___ г.
ОТКРЫТЫЙ ЛИСТ N ________
на перевозку служебных пассажиров
на воздушном судне______________________
(тип и номер воздушного судна)
Командир экспериментального воздушного судна ____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
по маршруту _____________________________________________________
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) |
Место работы (организация) |
Номер удостоверения/ серия, номер паспорта |
Аэродром вылета |
Аэродром прилета |
|
|
|
|
|
|
Ответственный за перевозку служебных
пассажиров___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
__________________________________________________
(подпись)
М. П. (при наличии)
Приложение N 3
к Порядку допуска экспериментальных воздушных
судов к перевозкам в коммерческих целях,
утвержденному приказом Минпромторга России
от ___________2022 г. N_____
(рекомендуемый образец)
Грузовая квитанция N ______ от " __ " ______ 20__ г.
1. Пункт отправления _______________________________________________
2. Пункт назначения_________________________________________________
3. Грузоотправитель_________________________________________________
4. Грузополучатель __________________________________________________
5. Фамилия командира экипажа _______________________________________
6. Тип и номер воздушного судна __________________ центровка __________
N п/п |
Наименование груза |
Вид упаковки |
Количество мест |
Масса, килограмм |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|
Груз сдал _____________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
Груз принял _____________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
Груз по квитанции получил ______________________________________
(должность, подпись, фамилия, имя, отчество (последнее при наличии)
Приложение N 4
к Порядку допуска экспериментальных воздушных
судов к перевозкам в коммерческих целях,
утвержденному приказом Минпромторга России
от ___________2022 г. N_____
(рекомендуемый образец)
Транспортная маркировка
Грузополучатель ____________________________________________
Аэродром назначения ________________________________________
Порядковый номер места _____________________________________
Масса места (кг) _____________________________________________
Номер грузовой накладной ____________________________________
Количество мест груза ________________________________________
Аэродром отправления груза __________________________________
Общая масса груза ___________________________________________
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.