Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
(подготовлен МВД России 16.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (далее - законопроект) разработан в соответствии с решением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 16 февраля 2022 г. N ММ-П45-2184 и поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Т.А Голиковой от 17 февраля 2022 г. N ТГ-П45-2227.
Правовой статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон), принятым в связи с распадом СССР и обострением межнациональных конфликтов.
Основное предназначение института вынужденных переселенцев заключается в реализации права на жилищное обустройство гражданами Российской Федерации, покинувшими место жительства вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Основной и наиболее востребованной мерой государственной поддержки вынужденных переселенцев в настоящее время является предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения в форме государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - ведомственная целевая программа).
По состоянию на 1 марта 2022 года на учете в территориальных органах МВД России на региональном уровне в 38 субъектах Российской Федерации состояло 374 семьи вынужденных переселенцев (539 человек).
Федеральным бюджетом на 2022 год вынужденным переселенцам на приобретение жилых помещений в собственность в рамках ведомственной целевой программы предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 859,4 млн рублей.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации вынужденные переселенцы не желают принимать участие в ведомственной целевой программе по причине недостаточного финансового обеспечения ГЖС (в г. Москве - 9 семей, в г. Санкт-Петербурге - 24 семьи), а также отказываются от постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, мотивируя желанием вернуться в места прежнего проживания (в Республике Ингушетия - 8 семей, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г. на территории Республики Северная Осетия - Алания).
Отказ вынужденного переселенца от постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо получения ГЖС не является основанием для утраты статуса, в связи с чем формируются риски как бессрочности пребывания в таком статусе, так и нереализации государственных гарантий жилищного обеспечения в отношении вынужденных переселенцев при достаточном финансировании.
Законопроектом предлагается закрепить в качестве одного из условий продления срока действия статуса вынужденного переселенца наличие волеизъявления вынужденного переселенца об участии в реализуемых в течение срока действия статуса мероприятиях, направленных на жилищное обустройство, в соответствии с подпунктами 2 - 5 пункта 1 статьи 7 Закона.
Такое волеизъявление может быть реализовано путем подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) или заявления на участие в ведомственной целевой программе (пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153).
При этом данное условие не будет распространяться на граждан, которые по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи не смогли обратиться с соответствующим заявлением на реализацию прав в части жилищного обустройства.
Аналогичная норма в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при письменном отказе от получения ГЖС введена Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ.
По своей сути статус вынужденного переселенца не может носить бессрочный характер и по мере исполнения государством обязательств перед указанной категорией граждан объем прав и гарантий, обусловленных статусом, сокращается, а с истечением установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
В дальнейшем на указанную категорию лиц будут распространяться общие правовые гарантии, предусмотренные для граждан Российской Федерации, в том числе возможность улучшения жилищных условий на основании норм жилищного законодательства Российской Федерации в общем порядке.
С учетом вышеизложенного спроектирована норма, согласно которой отказ гражданина от мер государственной поддержки будет являться основанием для непродления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Данная норма будет распространяться на граждан вне зависимости от даты постановки на учет в качестве вынужденных переселенцев в случае повторной со дня официального опубликования Федерального закона подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в соответствии с пунктами 4 - 7 статьи 5 Закона.
Поскольку законопроект не вводит новых положений, реализация которых могла бы привести к увеличению финансовых затрат, его принятие не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.