Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 17.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях проведения на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления (далее - эксперимент) и осуществления оценки его эффективности. При этом под икрой лососевых видов рыб (красная икра) непромышленного изготовления понимается икра лососевых видов рыб (красная икра) без заводской упаковки, содержащей маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и указание наименования и места нахождения изготовителя или фамилии, имени, отчества и места нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименования и места нахождения импортера.
Эксперимент планируется провести с 1 августа 2022 г. по 1 августа 2025 г. посредством установления запрета на перемещение всеми физическими лицами с территории Камчатского края воздушным транспортом в багаже, а также в ручной клади икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления свыше 10 килограммов на одно физическое лицо.
Лососевая икра является деликатесом и продуктом особого спроса, формирование цены на нее происходит в соответствии с принципами рыночной экономики. На уровень цен существенное влияние оказывают спрос и объемы добычи лососей в основных местах лова. Падение уловов лососей в Дальневосточных субъектах, за исключением Камчатки, оказывает существенное влияние на вопросы ценообразования.
Камчатский край является лидирующим регионом Дальнего Востока Российской Федерации по добыче (вылову) тихоокеанских лососей и производству рыбной продукции, в том числе икры лососевой. На сегодняшний день незаконный оборот водных биологических ресурсов остается одной из наиболее актуальных проблем в рыбохозяйственной отрасли Камчатского края. Несмотря на проведение на территории региона комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений в сфере рыболовства, данный вопрос нуждается в принятии дополнительных мер.
Также остается актуальной проблема массового вывоза икры лососевой гражданами с территории Камчатского края в центральную часть России воздушным транспортом. Отсутствие правовых норм, регламентирующих перевозку икры лососевой авиационным транспортом в личном багаже и (или) в ручной клади физических лиц, создает условия для формирования канала транспортировки браконьерской лососевой икры в промышленных масштабах.
По информации Губернатора Камчатского края В.В. Солодова, икорная продукция производится в кустарных условиях из браконьерского сырья (водных биоресурсов), не проходит установленных законодательством Российской Федерации проверок и экспертиз, способных подтвердить качество и безопасность указанной продукции. В связи с этим дальнейшее использование такой продукции несет риски для жизни и здоровья граждан. При этом Губернатором приводятся данные о том, что среднегодовой объем транспортируемой авиасообщением икры достигает порядка 2000 тонн.
По информации Россельхознадзора, ежегодный объем перевозимой в личном багаже пассажиров икры превышает 500 тонн. Для производства столь значительного объема икры браконьерами ежегодно уничтожается более 15 тысяч тонн сырца лососей. По минимальным оценкам, исходя из установленных такс ежегодный ущерб Российской Федерации составляет более 15 млрд. рублей.
Как правило, данная продукция производится в кустарных условиях из браконьерского сырья, не проходит установленных российским законодательством проверок, подтверждающих ее качество и безопасность, в связи с чем ее дальнейшее коммерческое использование несет риски нанесения ущерба жизни и здоровью широкого круга граждан.
В ходе лососевой путины 2021 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто 539 тыс. тонн лососей, из которых в Камчатском крае добыто 440,5 тыс. тонн.
По оперативным данным Росстата, производство икры лососевых рыб за январь-октябрь 2021 года составило 21,8 тыс. тонн, что на 11,1 тыс. тонн, или в 2 раза, больше аналогичного уровня 2020 года.
Работа по выявлению и пресечению незаконного оборота рыбной продукции осуществляется Росрыболовством в рамках межведомственного взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти, в том числе путем реализации совместных с территориальными управлениями Росрыболовства планов контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биологических ресурсов, а также продукции из них, включая икру.
30 ноября 2017 года Росрыболовством с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Пограничной службы ФСБ России, Росгвардии и ФСБ России проведено межведомственное совещание о результатах совместных мероприятий и принятия мер по повышению эффективности противодействия незаконной добыче и обороту водных биоресурсов, прежде всего их ценных и особо ценных видов, на котором были рассмотрены имеющиеся проблемные вопросы и выработаны пути их решения.
Во исполнение решений, принятых на данном совещании, в целях повышения эффективности взаимодействия и координации проводимой совместной работы, Росрыболовством актуализирован и направлен в заинтересованные ведомства перечень совместных мероприятий по противодействию незаконной добыче (вылову) водных биоресурсов, в том числе особо ценных и ценных видов, и их незаконному обороту. Данный перечень предусматривает проведение совместных мероприятий федерального уровня, включая операции "Осетр" и "Тихоокеанский лосось", содержит конкретные районы и периоды сосредоточения совместной работы, а также комплекс необходимых мероприятий.
Так, в ходе реализации мероприятия федерального значения "Осетр" в 2021 году было выявлено и пресечено 1031 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 181 нарушение с признаками уголовных деяний. У нарушителей было изъято 4480 единиц орудий лова и 2,25 тонны водных биологических ресурсов осетровых видов.
В рамках реализации межведомственного взаимодействия проведено:
- 248 совместных мероприятий с МВД России, Росгвардией и Пограничной службой ФСБ России, в результате которых выявлено 140 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- 67 совместных мероприятий с МВД России на маршрутах транспортировки и местах хранения и реализации водных биоресурсов, в результате которых выявлено 37 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В ходе реализации мероприятия федерального значения "Тихоокеанский лосось" выявлено и пресечено 6252 нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 301 нарушение с признаками уголовных деяний. У нарушителей было изъято 4518 единиц орудий лова и 31,2 тонн водных биоресурсов лососевых видов.
В рамках реализации межведомственного взаимодействия проведено:
- 2074 совместных мероприятий с МВД России и Пограничной службой ФСБ России, в результате которых выявлено 321 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
- 169 совместных мероприятий с МВД России на маршрутах транспортировки и местах хранения и реализации водных биоресурсов, в результате которых выявлено 57 нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В результате межведомственного взаимодействия в период 2018-2020 годов изъято из незаконного оборота 23,7, 9,3 и 2,1 тонн икры лососевых видов рыб соответственно.
За истекший период текущего года по итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий на водных объектах рыбохозяйственного значения (с учетом результатов совместных мероприятий с МВД России и Росгвардией, а также ПУ ФСБ России) территориальными управлениями Росрыболовства было изъято 4550 кг икры лососевых видов рыб. В результате проведения совместных с МВД России и Росгвардией контрольно-надзорных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов и продукции из них, территориальными управлениями Дальневосточного федерального округа было изъято 3270 кг красной икры.
Согласно сведениям Управления на транспорте МВД России по Камчатскому краю, в период 2018 - 2020 гг. зарегистрировано 20 преступлений, предусмотренных ст. 256 УК РФ, изъято из незаконного оборота около 3637 кг тихоокеанских лососей и 1285 кг икры.
По данным Пограничного управления ПУ ФСБ России по восточному арктическому району выявлено: в 2018 году - 318 нарушений в отношении лиц, осуществляющих промысел тихоокеанских лососей, по которым возбуждено 40 уголовных дел (изъято 284 рыболовных сетей, 71 маломерное плавсредство, 11 лодочных моторов, 34 191 кг рыбопродукции и 13 275 кг икры, сумма штрафных санкций составила 1 536 888 руб.).
Объемы перевозимой красной икры свидетельствуют об использовании "воздушного коридора" для перевозки крупных объемов икры, в том числе добытых (выловленных) незаконным путем. Неконтролируемый оборот крупных партий красной икры ценных пород рыб ведет к устойчивому функционированию теневых каналов сбыта данной рыбной продукции, а также благоприятствованию незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов и их нелегальному обороту на территории Российской Федерации.
Перекрытие основного канала перевозки красной икры - пассажирского воздушного транспорта - позволит снизить объемы незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов, избежать подрыва популяций тихоокеанских лососей, а также обеспечить снижение рисков потребления населением рыбной продукции, небезопасной для жизни и здоровья. Указанное будет являться итогом проводимого эксперимента.
В Законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Законопроект не содержит норм, касающихся вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Принятие Законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.