Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - законопроект) направлен на уточнение отдельных норм Федерального закона "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Федеральный закон) в связи с изданием указов Президента Российской Федерации, определяющих состав передаваемого Государственной корпорации "Ростехнологии" (далее - Корпорация) имущественного взноса Российской Федерации:
от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии";
от 20 февраля 2008 г. N 217 "О национальном центре авиастроения";
от 26 мая 2008 г. N 853 "Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" и об открытом акционерном обществе "ЭйрЮнион";
от 26 ноября 2007 г. N 1577 "Об открытом акционерном обществе "Рособоронэкспорт".
2. Законопроект уточняет некоторые аспекты правового регулирования деятельности Корпорации в отношении основных функций и полномочий, порядка работы ее органов, а также создает правовые условия для участия Корпорации в реализации государственных программ развития оборонно-промышленного комплекса, государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, мобилизационного плана, федеральных (долгосрочных) целевых программ и программ военно-технического сотрудничества.
В законопроекте предусмотрено наделение Корпорации полномочиями распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств в случае реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, а также возможное наделение Корпорации полномочиями государственного заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа, государственного заказчика работ в рамках реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ военно-технического сотрудничества, реализации заданий мобилизационного плана.
В целях обеспечения участия Корпорации в сферах ее деятельности, а также в сферах, затрагивающих ее интересы, вносится дополнение об участии Корпорации в подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам осуществления функций и полномочий Государственной корпорации "Ростехнологии", предусмотренных настоящим Федеральным законом без наделения ее полномочиями по нормативно-правовому регулированию в указанных сферах.
3. Внесение изменений в статью 3 Федерального закона обусловлено необходимостью прежде всего предоставления Корпорации права участвовать в выполнении государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, мобилизационного плана, федеральных (долгосрочных) целевых программ и программ военно-технического сотрудничества. В связи с тем, что продукция предприятий оборонно-промышленного комплекса относится к высокотехнологичной промышленной продукции, Корпорация должна иметь полномочия на участие наряду с государственной программой развития ОПК также в программах, оказывающих непосредственное влияние на оборонно-промышленный комплекс ("Глобальная навигационная система", "Развитие гражданской авиации и техники", "Электронная Россия", "Национальная технологическая база", "Мировой океан" и другие программы). Это позволит Корпорации в рамках участия в реализации государственных программ решать следующие задачи:
участвовать в создании условий, направленных на обеспечение устойчивого развития ОПК, а также в разработке и производстве конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;
содействовать формированию необходимой нормативной базы, регламентирующей вопросы реформирования ОПК и создания холдинговых компаний (интегрированных структур);
участвовать в оптимизации состава и структуры ОПК путем концентрации военного производства на ограниченном числе системообразующих научно-производственных комплексов, контролируемых как государством, так и Корпорацией;
осуществлять диверсификацию производства в целях наращивания объемов выпуска высокотехнологичной промышленной продукции, участвовать в реализации государственных социальных гарантий, предоставляемых работникам ОПК в связи со структурным реформированием комплекса, в том числе в осуществлении мероприятий по переподготовке кадров и обеспечению занятости высококвалифицированных специалистов.
Также Корпорация должна участвовать в развитии перспективных исследований и технологий,
В настоящее время Корпорация располагает банком данных, включающим около 900 общегражданских инновационных проектов, представленных более чем 200 предприятиями ОПК. Только по предприятиям промышленности Омской, Калужской и Московской областей в базе содержится более 200 образцов высокотехнологичной продукции. База данных охватывает такие сферы, как экология, энергетика, машино-, станко- и судостроение, медицина, химия, разработка новых материалов. Часть инновационных проектов уникальна и относится к прорывным технологиям, по своим характеристикам они на сегодняшний день значительно превосходят мировые аналоги.
В рамках инновационной деятельности Корпорацией совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" - основным базовым предприятием Корпорации, проведена большая работа по анализу инновационно привлекательных проектов, в частности, на предприятиях ФГУП "НПО автоматики", ОАО "Уральское производственное предприятие "Вектор", "Уральский государственный технический университет - УПИ", ОАО "Артемовский машиностроительный завод "Венкон", Институт горного дела УрО РАН, "НИИЭнергоцветмет", ОАО "Уральский приборостроительный завод", ОАО "Уральское проектно-конструкторское бюро "Деталь". Только по этим предприятиям сейчас прорабатывается более 30 инновационных проектов.
Для реализации поставленной перед Корпорацией цели необходимо расширить функции Корпорации в части, касающейся деятельности по предупреждению банкротства организаций оборонной промышленности и других отраслей экономики, в которых Государственная корпорация "Ростехнологии" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения (далее - организации Корпорации), включая возможность осуществления Корпорацией мер досудебной санации указанных организаций, осуществления инвестиций в организации Корпорации за счет ежегодно вносимых в качестве имущественного взноса Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных для осуществления бюджетных инвестиций в указанные организации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона "О ведомственной охране", ведомственную охрану помимо федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации также уполномочены организовывать и иные организации в случаях, предусмотренных законом. В связи с тем, что в настоящее время более 90 процентов организаций Корпорации (предприятий ВПК) имеют ведомственную охрану общей численностью 16 тысяч человек, имеющих на своем вооружении более 5 тысяч единиц боевого стрелкового оружия, целесообразно внесение дополнений, позволяющих Корпорации иметь ведомственную охрану. Соответствующее дополнение также вносится и в Федеральный закон "О ведомственной охране".
4. Изменения, вносимые в часть 1 статьи 3, связаны с необходимостью государственного заказчика работ в рамках реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ военно-технического сотрудничества, реализации заданий мобилизационного плана.
В соответствии с рядом указов Президента Российской Федерации Корпорации передаются организации, осуществляющие оказание услуг по авиаперевозке, обслуживанию авиационной техники, организации, оказывающие услуги по санаторно-курортному лечению, протезированию, несущие другие социальные функции, предприятия, производящие вспомогательную продукцию, и т.д. (организации непроизводственной сферы).
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2008 г. N 217 "О национальном центре авиастроения" учреждается ОАО "Транспортно-выставочный комплекс "Россия" с последующей передачей 100 процентов акций указанного общества в Государственную корпорацию "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.05.2008 г. N 853 "Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" и об открытом акционерном обществе "ЭйрЮнион" в целях совершенствования авиационных перевозок и повышения эффективности деятельности российских авиационных компаний Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации передаются акции авиакомпаний "Домодедовские авиалинии"- (50,04 процента), "Красноярские авиалинии" (51 процент), "Самара" (46,5 процента) с последующим их внесением Государственной корпорацией "Ростехнологии" в уставный капитал ОАО "ЭйрЮнион", учреждаемого Государственной корпорацией "Ростехнологии" совместно с акционерами открытых акционерных обществ "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", "Авиакомпания Омскавиа", "Авиакомпания "Самара", "Сибирская авиатранспортная компания".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.11.2008 г. N 1577 "Об открытом акционерном обществе "Рособоронэкспорт" ФГУП "Рособоронэкспорт" преобразуется в ОАО, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности с последующей их передачей в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии", которая осуществляет внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения в части, касающейся рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности, участия в организации и проведении выставок (показов) продукции военного назначения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "26.11.2007 г."
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" ряд ФГУПов преобразуется в ОАО, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и передается в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии", в частности, "Государственная транспортная компания "Россия", "КАВМИНВОДЫАВИА", "Оренбургские авиалинии", а также ОАО "Саратовские авиалинии" (51 процент акций). Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации передаются также доли в размере 49 процентов в Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Предприятие Эрдэнэт" (Монголия) и доли в размере 49 процентов в Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет" (Монголия), находящиеся в федеральной собственности.
Также в соответствии с данным Указом Государственной корпорации "Ростехнологии" передаются и другие активы предприятий непроизводственной сферы, в частности, 100 процентов акций ОАО, образуемого в ходе преобразования ФГУПа "Московское производственное объединение "Металлист", а также ОАО "Завод слуховых аппаратов "РИТМ" (100 процентов акций), ОАО "Кожа" (60,76 процентов акций), ОАО "Ресурсная фирма "Станкоснаб" (100 процентов акций).
Кроме того, Корпорации передаются также акции иных акционерных обществ, в том числе относящихся к предприятиям социальной сферы, в частности, ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" (100 процентов акций) и ОАО "Санаторий "Зеленая роща" (51 процент акций).
Таким образом, целями деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" в соответствии с названными указами является не только поддержка тех организаций, целью деятельности которых является разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, но и организаций, обеспечивающих реализацию основных функций Корпорации, чем и вызвана необходимость предлагаемого изменения.
5. Изменения, вносимые в часть 2 статьи 3, вызваны необходимостью участия Корпорации в благотворительной деятельности.
Вопросам корпоративной социальной ответственности за экономическое и социальное развитие организаций Корпорации с момента своего образования Корпорация уделяет особое внимание. Зарубежный опыт деятельности подобных корпораций в этой сфере подтверждает необходимость проведения такой работы. Целый ряд ведущих иностранных, а в последние годы и российских компаний осуществляет добровольное финансирование для поддержки гражданского общества (благотворительные взносы, помощь негосударственным организациям и исследовательским институтам, средства для поддержки местной социальной сферы, учебных заведений, учреждений здравоохранения, мест отдыха и т.д. и прямые расходы на социальные программы, включая образовательные мероприятия, мероприятия в области здравоохранения, физической культуры, спорта, искусств). Законодательство ряда стран Северной и Западной Европы, Канады содержит правовые механизмы стимулирования и поддержки процессов корпоративной социальной ответственности по соответствующим стандартам отчетности.
Проведение политики социальной ответственности Корпорации будет способствовать улучшению рейтингов Корпорации, в частности, рейтинга корпоративного управления, содействию в укреплении международной репутации и имиджа Корпорации, в повышении заинтересованности инвесторов, в частности, институциональных инвесторов, созданию благоприятных условий для привлечения заемных средств, повышению степени доверия в отношениях Корпорации с другими заинтересованными сторонами, созданию преимуществ на рынке труда, оказывать существенное влияние на капитализацию брэнда Корпорации, ее привлекательность.
Вместе с тем в Федеральном законе о Корпорации не установлено право на осуществление Корпорацией благотворительной деятельности, однако опыт предыдущей деятельности наиболее значимой организации Корпорации - ФГУП "Рособоронэкспорт" в благотворительной сфере показывает, что в течение года на предприятие поступило около тысячи обращений от спортивных, научных, благотворительных обществ, ветеранских организаций и различных союзов в области культуры и искусства, также от Русской православной церкви. В 2008 году в Корпорацию на имя генерального директора уже поступило около трехсот таких обращений, что подтверждает необходимость внесения в Федеральный закон изменений, касающихся участия Корпорации в благотворительной деятельности.
Использование Корпорацией части своей прибыли на иные цели, помимо цели, определенной в части первой статьи 3 Федерального закона, при условии согласования с наблюдательным советом Корпорации позволит Корпорации направлять часть прибыли на цели в социально-культурной сфере, области здравоохранения, образования, сельского хозяйства, что опосредованно связано с основной деятельностью Корпорации, однако непосредственно будет влиять на разработку и производство высокотехнологичной промышленной продукции. При этом контроль за использованием прибыли на иные цели будет осуществлять наблюдательный совет Корпорации в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 12 Федерального закона. Данные о расходах на благотворительную деятельность будут отражаться в финансовом плане доходов и расходов, а также в годовом отчете Корпорации, утверждаемом наблюдательным советом Корпорации. Кроме этого расходы на благотворительную деятельность будут отражены в годовом отчете Корпорации, который направляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации до 1 мая года, следующего за отчетным периодом. Все это в достаточной степени обеспечит надлежащий контроль за расходами Корпорации на благотворительную деятельность от этапа планирования до принятия решений и отчета об их исполнении.
6. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" Корпорации передаются в качестве имущественного взноса Российской Федерации акции (доли) около 450 организаций. Для осуществления эффективного управления и контроля их деятельности необходимо создать эффективную систему корпоративного управления, отвечающую требованиям рыночной экономики.
Следует отметить, что в международной корпоративной практике существуют примеры вертикально-интегрированных национальных и транснациональных корпораций, капитализация которых измеряется миллиардами долларов, что обеспечивает концентрацию организационных инвестиционных, инновационных, технологических, производственных, трудовых ресурсов в целях производства высокотехнологичной промышленной продукции и является важным фактором повышения конкурентоспособности зарубежных транснациональных корпораций на мировом рынке.
Так, например итальянский концерн "Финмекканика", сформированный на тех же правовых принципах, что и Государственная корпорация "Ростехнологии", с 2004 по 2008 год из национальной компании был преобразован в крупнейшую транснациональную корпорацию, созданную в соответствии с законодательством Итальянской республики и включающую более 320 дочерних компаний и совместных предприятий, контрольный пакет акций которой является собственностью Итальянской республики. Сфера деятельности концерна - инновационные технологии, связанные с разработкой и производством высокотехнологичной промышленной продукции в области аэрокосмической промышленности, противовоздушной обороны, микроэлектроники, производства композиционных материалов, систем безопасности, энергетики и транспорта, логистики и других областях.
В концерне, производящем продукцию гражданского, военного и двойного назначения, реализуется эффективное корпоративное управление в рамках единой методологии, централизованное управление корпоративными финансовыми средствами концерна, управление корпоративной недвижимостью, финансирование профильной деятельности, в частности, осуществление капитальных вложений в развитие стратегически важных технологий, участие в разработке программ деятельности дочерних компаний, обеспечение систематической и комплексной координации деятельности дочерних компаний, единая кадровая, научно-техническая и технологическая политика.
В соответствии с основными направлениями политики концерна эффективное корпоративное управление дочерними компаниями содействует повышению конкурентоспособности вследствие уменьшения эксплуатационных расходов и оптимизации затрат, рационального использования инвестиционных средств, повышения качества товаров и услуг, оптимизации менеджмента, повышения эффективности производственных процессов, совместного использования инновационного опыта, значительному снижению себестоимости производства высокотехнологичной продукции, что обусловлено ростом масштаба производства в рамках концерна в целом.
Управление инвестициями в сфере НИР и НИОКР осуществляется в соответствии с общекорпоративной политикой концерна, исключает дублирование работ в дочерних компаниях концерна, обеспечивает равный доступ дочерних компаний к результатам НИР и НИОКР, дает возможность использования совместного опыта дочерних компаний для разработки значимых для концерна инновационных проектов, создания инновационных технологий и высокотехнологичной продукции.
Кроме того, подобное взаимодействие в области НИР, НИОКР и инновационной области в рамках концерна приводит к более эффективному использованию технологий, процессов, конкурентоспособных преимуществ дочерних компаний и продукции концерна, эффективному управлению корпоративной интеллектуальной собственностью.
Функция осуществления корпоративного управления в Государственной корпорации "Ростехнологии" связана прежде всего с реализацией следующих задач:
формирование промышленной, научно-технической, инновационной, инвестиционной, финансовой политики Корпорации и организаций Корпорации;
обеспечение создания и функционирования интегрированных структур организаций Корпорации, организация подготовки стратегий и программ развития. Корпорации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включая институциональные преобразования в организациях Корпорации;
обеспечение проведения единой корпоративной политики в области управления имуществом Корпорации, осуществления прав акционера (участника) в организациях Корпорации;
организация создания и ведения единой информационной системы учета имущества Корпорации и организаций Корпорации, а также обеспечения управления (владение, пользование, распоряжение) имуществом Корпорации и организаций Корпорации.
В российском законодательстве подобный подход реализуется в Федеральном законе от 23 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.02.2003 г.
В связи с этим необходимо дополнение статьи 3 законопроекта пунктом 7.3.
7. Внесение изменений в часть 3 статьи 3 Федерального закона обусловлено необходимостью осуществления деятельности по предупреждению банкротства, включая возможность осуществления досудебной санации организаций оборонной промышленности и других отраслей экономики, в которых Корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах и в соответствии с заключенными между ними договорами либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, а также осуществления инвестиций в организации Корпорации за счет ежегодно вносимых в качестве имущественного взноса Российской Федерации в Корпорацию средств федерального бюджета, предусмотренных для осуществления бюджетных инвестиций в организации Корпорации (пункты 7.1 и 7.2 статьи 3).
8. Изменения, вносимые в часть 3 статьи 6, касаются уточнения полномочий генерального директора Корпорации во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 упразднено Федеральное агентство по промышленности, осуществлявшее функции управления и контроля в отношении организаций оборонной промышленности, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052 передаются Корпорации.
Для реального управления имуществом передаваемых организаций оборонно-промышленного комплекса и других отраслей экономики, ранее подведомственных Роспрому, и контроля за их деятельностью, а также осуществления полномочий распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств в случае реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы и иных не противоречащих законодательству Российской Федерации случаях, осуществления функций государственного заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также государственного заказчика работ в рамках реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ военно-технического сотрудничества, реализации заданий мобилизационного плана в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации, необходимо наделение генерального директора Корпорации в рамках осуществления реализации целей деятельности Корпорации и основных ее функций правом:
обращаться и вносить предложения по вопросам деятельности Корпорации в Администрацию Президента Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, направлять в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, относящихся к сфере деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии" и (или) затрагивающих ее интересы;
приглашаться на заседания Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; входить по согласованию в состав координационных и совещательных органов, коллегий, соответствующих направлениям деятельности Государственной корпорации "Ростехнологии", образуемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
9. В целях устранения противоречий между отдельными положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2007 N 270-ФЗ предлагается исключить из пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона следующие слова: "и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения".
Правовая коллизия положений пунктов 2, 3 и 5 части 1 статьи 7 с положением пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона связана с тем, что в соответствии с указанным пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона допустимым является лишь участие Корпорации в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, которые созданы на территории Российской Федерации и за ее пределами и целью деятельности которых являются разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного и двойного назначения.
Указанное предложение будет соответствовать предлагаемым изменениям части 1 статьи 3 настоящего закона в связи с тем, что Корпорация участвует в уставных капиталах не только тех организаций, целью деятельности которых является разработка, производство и экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, но и тех организаций, которые обеспечивают реализацию основных функций Корпорации.
Дополнения, вносимые в пункт 2 части 1 статьи 7, обусловлены необходимостью предоставления права Корпорации осуществлять доверительное управление ценными бумагами (акциями акционерных обществ) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществление Корпорацией доверительного управления ценными бумагами позволит создать эффективный механизм контроля за решениями, принимаемыми на общих собраниях акционеров хозяйственных обществ, участвующих в проектах и программах, реализуемых с участием Корпорации, в которых Корпорация не имеет прямого участия в уставном капитале и не полномочна осуществлять эффективный контроль целевого расходования денежных средств.
Также целесообразно предоставить Корпорации право на осуществление функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества с внесением соответствующих дополнений в федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Гражданский кодекс Российской Федерации. Это позволит Корпорации повысить эффективность управления подконтрольными организациями за счет централизации управленческих функций, повысить эффективность координации действий различных компаний в рамках одной группы лиц и осуществить контроль за их деятельностью; выработать единообразный подход к методике управления, в том числе посредством единства кадровой политики; создать единую для всех организаций Корпорации стратегию развития и системы финансового планирования, снизить управленческие расходы за счет осуществления управляющей организацией функций, которые дублируются в каждом из управляемых обществ, в том числе за счет снижения налоговых издержек.
Предлагается дополнить часть 1 статьи 7 пунктами 13.1 - 13.4, а также пунктом 13.5, который направлен на расширение полномочий Корпорации в части осуществления проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций Корпорации, которые являются составляющим элементом . осуществления корпоративного управления в отношении организаций Государственной корпорации "Ростехнологии". Указанное предложение корреспондируется с положениями части 3 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" о возможности осуществления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества по требованию акционера (акционеров) акционерного общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества, и дополняет указанную норму функциями текущего контроля деятельности организаций Корпорации.
Внесение в статью 7 Федерального закона и статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнений в части возможного предоставления Корпорации полномочий распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств вызвано необходимостью участия Корпорации в реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы и иных не противоречащих законодательству Российской Федерации случаях (предлагаемая часть 1.1 статьи 7).
В соответствии с предлагаемой частью 1.2 статьи 7 проекта закона следует также предусмотреть возможность наделения (по решению Правительства Российской Федерации) Государственной корпорации "Ростехнологии" отдельными полномочиями государственного заказчика в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также государственного заказчика работ в рамках реализации федеральных (долгосрочных) целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ военно-технического сотрудничества, реализации заданий мобилизационного плана в целях реализации своих функций, установленных настоящим Федеральным законом и решениями Президента Российской Федерации.
Это позволит Корпорации в ходе реформирования ОПК включиться в процесс восстановления разрозненных производственных цепочек и создания крупных холдингов, сохранения стратегически важных производственных мощностей, критических технологий, созданных в оборонных отраслях, и их кадрового потенциала, применить новые, более эффективные механизмы интеграции промышленного и финансового капитала, осуществлять взаимовыгодное сотрудничество организаций Корпорации на всех стадиях производства - от производства сырья до получения конечной высокотехнологичной продукции.
10. Изменения, вносимые в статью 11 Федерального закона, определяют:
а) особенности учета мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего по уважительной причине на заседании наблюдательного совета Корпорации;
б) порядок организации работы наблюдательного совета Корпорации по принятию решений без созыва заседания наблюдательного совета Корпорации путем проведения заочного голосования в порядке, определяемом наблюдательным советом Корпорации. Данное дополнение позволит с учетом занятости членов наблюдательного совета повысить оперативность принятия и исполнения решений, особенно в вопросах финансового характера, требующих экстренного принятия решения;
в) полномочия секретаря наблюдательного совета Корпорации.
11. Действующая норма пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона была сформирована законодателем в целях обеспечения контроля со стороны государства за передачей Корпорации имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Вместе с тем в рамках Указа Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" существенно расширены полномочия наблюдательного совета Корпорации, позволяющие ему осуществлять эффективный контроль по распоряжению передаваемым Корпорации государственным имуществом.
Учитывая то обстоятельство, что наблюдательный совет Корпорации, сформирован из представителей Президента Российской Федерации и федеральных министров (Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минобороны России, Минрегионразвития России), в рамках деятельности наблюдательного совета Корпорации соответствующее министерство будет иметь возможность участвовать в принятии решения и осуществлять контроль за дальнейшим использованием передаваемым государственным имуществом.
Контроль будет осуществляться в рамках названного Указа Президента Российской Федерации при осуществлении наблюдательным советом Корпорации следующих полномочий:
утверждение по согласованию с Правительством Российской Федерации программы отчуждения находящихся в собственности Государственной корпорации "Ростехнологии" акций организаций Корпорации, холдинговых компаний (интегрированных структур), созданных на их основе, а также определение условий отчуждения акций организаций, включенных в эту программу;
утверждение системы показателей эффективности управления организациями Корпорации, в том числе по сохранению и развитию научного и производственного потенциала организаций Корпорации, повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции;
принятие решений по принципиальным вопросам деятельности наиболее значимых организаций Корпорации. Перечень таких вопросов, касающихся в том числе совершения сделок, влекущих отчуждение недвижимого имущества, и перечень таких организаций Корпорации, включающий головные организации холдинговых компаний (интегрированных структур), утверждаются наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростехнологии".
Исходя из вышеуказанного цель правового регулирования действующей нормы пункта 14 достигается в рамках расширенных полномочий наблюдательного совета, установленных вышеназванным указом Президента Российской Федерации. Сохранение действующей редакции нормы приведет к дублированию контрольных полномочий наблюдательного совета Корпорации, закрепленных законом и указом.
Предлагаемые изменения не ограничивают полномочий наблюдательного совета Корпорации, а делают их более гибкими, позволяющими более оперативно изменять меру государственного контроля за сделками Корпорации, в зависимости от объективной необходимости обеспечить соблюдение государственных интересов при распоряжении передаваемым Корпорации государственным имуществом.
12. Внесение дополнительно пунктов 7.1 и 7.2 в статью 14 связано с необходимостью повышения оперативности принятия решений Корпорацией о создании филиалов и об открытии представительств, а также при утверждении положений о филиалах и представительствах Государственной корпорации "Ростехнологии". В настоящее время Корпорацией проводится работа по открытию 27 представительств Корпорации в субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах (Республика Беларусь, Украина). Представительства и филиалы Корпорации будут осуществлять свою деятельность в интересах всей системы организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе и в интересах военно-технического сотрудничества.
Расширение масштабов деятельности Корпорации потребует открытия дополнительно большого количества новых представительств как на территории Российской Федерации, так и в иностранных государствах.
Наделение указанными полномочиями правления Корпорации позволит оперативно принимать решения по утверждению положений о филиалах и представительствах, по открытию филиалов и представительств Корпорации.
13. Изменения, вносимые в статью 16 Федерального закона, касаются уточнения полномочий генерального директора Корпорации, а также первого заместителя генерального директора Корпорации в части, касающейся представления без доверенности интересов Корпорации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями и другими организациями.
Предлагаемые изменения связаны с необходимостью более эффективной реализации основных функций Корпорации и в связи с значительным расширением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2008 г. N 1052 "Вопросы Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" полномочий Корпорации, связанных с реструктуризацией оборонно-промышленного комплекса и других отраслей экономики.
14. Внесение в законопроект статьи 17.1 вызвано необходимостью объединения и развития научно-технического и технологического потенциала организаций Корпорации, обеспечения инновационной активности предприятий ОПК в области высокотехнологичной индустрии. С этой целью в Корпорации создается консультативный орган - научно-технический совет Корпорации. Основными направлениями деятельности научно-технического совета будут являться:
выявление системных проблем, влияющих на реализацию потенциала ОПК в части, касающейся содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции;
разработка мероприятий по расширению экспортных возможностей Корпорации в отношении высокотехнологичной промышленной продукции, включая продукцию военного назначения;
анализ и прогнозирование состояния, динамики и структуры российского производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции;
рассмотрение и обсуждение ситуаций, складывающихся на региональных рынках высокотехнологичной промышленной продукции, подготовка предложений по согласованию стратегии и тактики действий российских организаций, входящих в состав Корпорации, в том числе организаций - разработчиков и производителей, а также экспортеров продукции военного назначения;
подготовка предложений в федеральные органы государственной власти по совершенствованию законодательства в области содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
15. Таким образом, реализация предлагаемого законопроекта будет способствовать решению приоритетных задач, стоящих перед Корпорацией.
Весь комплекс проводимых Корпорацией организационных, правовых, инновационных мероприятий должен привести к преодолению технологического отставания от ведущих стран мира, развитию высокотехнологичных секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности товаров, производимых организациями Корпорации, созданию условий для многократного увеличения объемов выпуска организациями Корпорации высокотехнологичной наукоемкой продукции; обеспечению проведения реструктуризации организаций Корпорации, направленной на увеличение доли высокотехнологичной наукоемкой продукции, закреплению конкурентных позиций Корпорации в сфере производства инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.