Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза"
(подготовлен Минтрансом России 23.03.2022 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В настоящее время завершается 1 этап реконструкции железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункт пропуска) Нижнеленинское.
Ориентировочный срок завершения 1 этапа реконструкции пункта пропуска Нижнеленинское - II квартал 2022 года.
При этом в пункте пропуска Нижнеленинское инфраструктура необходимая для проведения таможенного досмотра прибывающих в Российскую Федерацию импортных товаров в достаточном объеме отсутствует.
Пунктом 2.5 раздела II протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 23.09.2020 Минтрансу России совместно с ОАО "РЖД" поручено проработать вопросы создания необходимой инфраструктуры по перегрузке импортных грузов с колеи 1435 мм на колею 1520 мм в пределах станции, расположенной на территории Российской Федерации.
По итогам совещания под председательством Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О. Чекункова (протокол от 21.07.2021 N АЧ-10/42) местом прибытия в Российскую Федерацию отдельных категорий товаров определена находящаяся в непосредственной близости к пункту пропуска Нижнеленинское территория ООО "Гарант".
Включение указанной территории в пределы пункта пропуска Нижнеленинское в порядке, определенном Правилами установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 482, Правилами определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 253, потребует внесения изменений и дополнений в проектную документацию, проведения дополнительных геодезических работ по определению географических координат объектов, включаемых в пределы пункта пропуска, а также проработки с ООО "Гарант" вопроса о передаче в безвозмездное пользование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, их последующего содержания и эксплуатации.
Указанные мероприятия займут продолжительное время и повлекут дополнительные расходы федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона ?"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию товаров, прибывающих непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, и вывоз из Российской Федерации товаров, убывающих на территории таких государств, должны осуществляться в местах перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, указанных в статье 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, которыми являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, во время работы таможенных органов.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что местами перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов, перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза может осуществляться в иных местах, чем указанные места, в случаях и порядке, определенных в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона ?"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска для прибытия отдельных категорий товаров в Российскую Федерацию либо убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации, а также устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации случаи, при которых товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в иных местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, и порядок такого прибытия отдельных категорий товаров в Российскую Федерацию либо убытия отдельных категорий товаров из Российской Федерации.
Проектом постановления предлагается установить, что на период проведения реконструкции пункта пропуска Нижнеленинское прибытие в Российскую Федерацию товаров (за исключением животных), ввозимых в Российскую Федерацию железнодорожным транспортом через пункт пропуска Нижнеленинское, допускается в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению к постановлению в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:
отсутствие возможности размещения товаров и транспортных средств,на которых они перемещаются, в зоне таможенного контроля, созданной в пункте пропуска Нижнеленинское, вследствие ее фактической занятости иными товарами и транспортными средствами либо при проведении таможенного контроля необходимо применение таможенного осмотра, таможенного досмотра и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, при фактической занятости имеющихся в пункте пропуска Нижнеленинское мест для их проведения;
представление в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль в пункте пропуска Нижнеленинское, перевозчиком документов и сведений, предусмотренных статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
проведение пограничного контроля в пункте пропуска Нижнеленинское.
На территории ООО "Гарант" планируется обеспечить необходимую инфраструктуру для осуществления таможенного, санитарно-карантинного, федерального государственного карантинного фитосанитарного, федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в соответствии с утвержденной технологической схемой.
В настоящее время проводится отсыпка территории.
Издание проекта постановления позволит значительно сократить время на техническую обработку грузовых поездов заграничного следования, а также на проведение таможенного и иных видов контроля транспортных средств, перевозимых в них грузов и товаров.
Иной срок вступления в силу проекта постановления, чем предусмотренный частью 3 статьи 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обусловлен необходимостью в условиях сложившейся обостренной политической ситуации вокруг Российской Федерации,в том числе в связи с вводимыми санкциями против Российской Федерации скорейшего осуществления работы государственных контрольных органов в пункте пропуска Нижнеленинское.
3. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Ранее Правительством Российской Федерации были приняты аналогичные акты, устанавливающие случаи, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Так, Правительством Российской Федерации приняты постановления:
от 12.11.2021 N 1932 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Бурачки);
от 18.09.2021 N 1576 "Об установлении случая, при котором товары могут прибывать в Российскую Федерацию и убывать из Российской Федерации в местах, не являющихся местами перемещения товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза" (в автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Верхний Ларс).
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не требуется проведение оценки регулирующего воздействия проекта постановления.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Издание проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации, реализация его положений будет осуществляться Минтрансом России в пределах, установленных Правительством Российской Федерации, предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Минтранса России и органов, осуществляющих контроль в пункте пропуска Нижнеленинское, а также ассигнований, предусмотренных Минтрансу России в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Издание проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка эффективности принимаемых решений
Положения постановления направлены на создание органам таможенного контроля надлежащих условий для проведения контрольных операций, в том числе досмотра транспортных средств, грузов и товаров, находящихся под таможенным контролем, а также позволят сократить расходы перевозчиков и участников внешнеэкономической деятельности на дополнительные транспортные операции.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Издание проекта постановления:
не влечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации;
не влечет сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования),о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.