Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"
(подготовлен МИД России 24.03.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" разработан во исполнение пункта 82 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
В соответствии с частью третьей статьи 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в Федеральную нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, утвержденном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
При этом сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности представляются в Федеральную нотариальную палату в объеме, установленном Приложением N 2 к Порядку ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядку исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок, утвержденному приказом Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 225, а также Порядком направления в Федеральную нотариальную палату сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности консульским учреждением Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. N 152, которые не предусматривают направление электронных образов удостоверенных либо отмененных завещаний и доверенностей.
Вместе с тем в МИД России и входящие в его систему дипломатические представительства и консульские учреждения (далее - загранучреждения) поступают многочисленные запросы от нотариусов на территории Российской Федерации, в которых отмечается невозможность надлежащей проверки доверенностей и завещаний, удостоверенных в загранучреждениях, ввиду отсутствия в единой информационной системе нотариата сведений о поверенных по доверенности и их полномочиях, содержании завещаний.
Кроме того, на практике оказывается неурегулированным вопрос оперативной пересылки из загранучреждений в Российскую Федерацию завещаний по запросам нотариусов в целях направления ими в уполномоченный государственный орган заявления о государственной регистрации наследственного фонда в установленный абзацем третьим пункта 1 статьи 123.20-8 Гражданского кодекса Российской Федерации трехдневный срок.
В силу специфики функционирования российских загранучреждений пересылка заверенных копий завещаний в таких случаях может занимать длительный период, обусловленный графиком дипломатической почты (в "допандемийный" период - ежемесячно, в отдельных случаях - раз в два месяца).
Для урегулирования вышеупомянутых проблем законопроектом предлагается установить обязанность загранучреждений направлять в Федеральную нотариальную палату электронные образы удостоверенных либо отмененных доверенностей или завещаний для внесения их в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют положения, которые могут оказать влияние на конкуренцию.
Реализация Федерального закона после внесения рассматриваемых изменений не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.