Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления в сферах науки и высшего образования"
(подготовлен Минобрнауки России 24.03.2022 г.)
Статьей 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
В условиях введения санкций имеются риски, связанные с закупкой иностранного научного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для проведения исследований и как следствие невозможности выполнения научно - исследовательских работ, опытно - конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), мероприятий и программ в рамках Национального проекта "Наука и университеты", федеральных проектов, предусмотренных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе:
дооснащение центров коллективного пользования научным оборудованием;
создание научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых в рамках реализации программы мегагрантов;
реализация программ создания и развития международных математических центров мирового уровня, научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития;
реализация крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития;
реализация масштабных научных проектов мирового уровня;
реализация комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств;
на обеспечение развития материально-технической инфраструктуры центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок;
реализация программ создания и развития научных центров мирового уровня, реализация программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня, реализация мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;
реализация мероприятий Федеральной научно-технической программ развития генетических технологий на 2019-2027 годы и Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019 - 2027 годы;
создание научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых в рамках реализации программы мегагрантов;
оказание инжиниринговых, исследовательских услуг, услуг промышленного дизайна.
Как пример, секвенаторы последнего поколения, представляющие собой закрытую систему, включающую секвенатор, расходные материалы к нему, оригинальные программное обеспечение, комплектующие и запчасти. Так, при работе с полногеномным секвенатором MiniSeq (производитель Illumina, США), позволяющим проводить таретное, полногеномное, РНК-секвенирование, используются оригинальные одноразовые картриджи с реагентами, упрощённая система флюидики, что позволяет обеспечивать исключительную скорость работы, и, при своих компактных размерах, позволяет получить до 7,5 Гб данных и порядка 25 млн. чтений всего за сутки. При этом исключается замена расходных материалов на аналоги других фирм производителей.
Системы подобного типа должны поставляться единственным поставщиком, который будет осуществлять пусконаладочные работы, доставку и замену комплектующих и расходных материалов, установку и тестирование обновленных версии программного обеспечения.
Таким образом, закупка в области НИОКТР и развития материально-технической базы организаций у единственного поставщика позволит снизить указанные выше риски.
Следует отметить, что в условиях ограничения поставок высокотехнологичного оборудования возможна ситуация полного запрета поставок иностранного оборудования, не имеющего российских аналогов.
В этой связи организация промышленного производства в России крупногабаритного оборудования, которое по своим техническим характеристикам соответствует мировому уровню применяемой технологии или превосходит его, обеспечит независимость от поставок импортного оборудования.
Деятельность инжиниринговых центров, оказывающих инжиниринговые и исследовательские услуги, услуги промышленного дизайна по заказам организаций реального сектора экономики позволит в рамках импортозамещения наладить производство промышленных товаров национального производства, которые являются зарубежными аналогами.
В целях нивелирования санкционного давления в области цифровизации сферы науки и высшего образования, по мнению Министерства, целесообразно проводить закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг в области информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе высокопроизводительных вычислительных систем и специализированного прикладного программного обеспечения.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается установить следующие случаи закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика:
1) оборудования, приборов и комплектующих, реагентов (реактивов), а также услуг по техническому (сервисному) обслуживанию оборудования для выполнения НИОКТР, в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, на обеспечение развития материально-технической инфраструктуры (центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок), реализации программ создания и развития научных центров мирового уровня, реализации программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня, реализации мероприятий, направленных на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки, реализации мероприятий Федеральной научно-технической программ развития генетических технологий на 2019 - 2027 годы и Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019 - 2027 годы, создания научно-исследовательских лабораторий под руководством ведущих ученых в рамках реализации программы мегагрантов, реализации крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития и масштабных научных проектов мирового уровня, оказания инжиниринговых, исследовательских услуг, услуг промышленного дизайна;
2) высокотехнологичного оборудования;
3) товаров, работ, услуг в области информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе закупкой:
высокопроизводительных вычислительных систем, прикладного и общесистемного программного обеспечения, работ, услуг по разработке (доработке) программного обеспечения прикладных систем, а также работ, услуг по техническому сопровождению прикладных систем, включая работы, услуги по предоставлению доступа к справочно-информационным базам данных.
Также проектом акта предлагается осуществление закупки у единственного поставщика:
товаров, работ, услуг в области информационно-телекоммуникационных технологий;
при заключении государственных контрактов с операторами по организационно-аналитическому сопровождению развития сети специализированных учебных научных центров по начальной подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития России, реализации мероприятий по развитию сети инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, выполняющими указанные работы, услуги по государственным контрактам в 2021-2022 годах.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается следующий порядок осуществления указанных закупок:
1) закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика в 2022 году;
2) контракт должен содержать обоснование цены контракта;
3) не позднее 3 дней со дня, следующего за датой заключения контракта, заказчик направляет в антимонопольный орган, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о такой закупке;
4) установить возможность привлечения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Статс-секретарь - заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации |
П.А. Кучеренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.