Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) (далее соответственно - проект акта и ТР ТС), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 17 ноября по 14 декабря 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/11-21/00122503).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 14 по 24 января 2022 года. В ходе публичных консультаций поступила позиция МОО "Национальная ассоциация маломерного судоходства" без замечаний.
Проектом акта предусматривается изменение терминологии и сферы действия ТР ТС 026/2012 в целях конкретизации положений в соответствии с международным законодательством.
Так, в настоящее время под маломерным судном понимается судно длиной не более 20 метров и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.
Проектом акта предлагается из термина "маломерное судно" исключить отраслевую принадлежность и ограничение по количеству людей на борту, а также отнести дополнительно к разряду маломерных судов суда свыше 20 метров, но не более 24 метров.
Также проектом акта вводится категория средств активного отдыха на водных объектах, которые не будут признаваться маломерными судами.
В отношении проектируемых изменений считаем необходимым отметить следующее.
1. Проектом акта предусмотрен переходный период в 180 дней. При этом возможна ситуация, при которой судно на момент вступления в силу спроектировано без учета требований ТР ТС 026/2012, а будет построено после вступления проекта акта в силу. Учитывая, что этап проектирования судна окончен без учета требований ТР ТС 026/2012, в таких случаях потребуется повторное проектирование судов, что сопряжено с дополнительными затратами физических и юридических лиц.
Также с расширением предметной области ТР ТС 026/2012 в связи с увеличением длины судна, относимого к маломерному, эксплуатируемые суда должны будут соответствовать требованиям ТР ТС 026/2012.
Следует отметить, что статьей 5 ТР ТС 026/2012 предусмотрены требования к маломерным судам в процессе эксплуатации и утилизации.
В Российской Федерации в настоящее время суда длиной более 20 метров и допустимым количеством людей на борту более 12 человек являются объектами технического регулирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта". При этом действующие требования к судам могут отличаться от требований, предусмотренных ТР ТС 026/2012.
Полагаем неприемлемым подход, если в случае изменения предметной области ТР ТС 026/2012 для судов, ранее соответствующим установленным требованиям, потребуется проведение каких-либо дополнительных процедур для приведения их в соответствие с требованиями ТР ТС 026/2012.
Представляется, что возможны ситуации, при которых потребуется внесение конструктивных изменений судна, например, в случае необходимости замены рулевого колеса, механизмов управления и тросов в сборе; топливных баков; люков и иллюминаторов. Указанные изменения сопряжены с дополнительными затратами физических и юридических лиц.
В целях минимизации негативных эффектов от проектируемого регулирования считаем необходимым скорректировать проект акта по представленному замечанию.
2. В предмет ТР ТС 026/2012 в действующей редакции попадают суда длиной не более 20 метров и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.
Таким образом, построенные или оборудованные для указанных целей суда не включены в объекты технического регулирования.
Проектом акта (приложение 1 к ТР ТС 026/2012) предлагается к исключениям из объектов технического регулирования отнести маломерные суда, спроектированные и изготовленные исключительно для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.
В этой связи обращаем внимание на следующее.
Во-первых, суда, построенные для целей перевозки пассажиров, могут использоваться без переоборудования для лоцманской проводки. При этом такие суда могут быть двойного назначения и попадать под исключение из-под действия ТР ТС 026/2012. В этой связи слово "исключительно" в указанной норме считаем избыточным.
Во-вторых, в настоящее время эксплуатирующиеся суда, переоборудованные и используемые для указанных целей, в связи с вступлением в силу проектируемого регулирования, попадут под действие ТР ТС 026/2012, что в отдельных случаях может быть сопряжено с дополнительными расходами судовладельца.
К таким судам относятся, например, суда для личного пользования, переоборудованные для перевозки пассажиров.
На основании изложенного считаем целесообразным использовать формулировку аналогичную применяемой в действующей редакции ТР ТС 026/2012.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
- о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дополнительных расходов и (или) недополученных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.