Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1997 N 1511"
(подготовлен Ростехнадзором 01.04.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (далее - проект постановления) подготовлен в целях выполнения подпункта "в" пункта 13 Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2018 N 585.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при решении задач, связанных с государственным регулированием безопасности при использовании атомной энергии, обеспечивает:
- всестороннюю защиту отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от угрозы недопустимого радиационного воздействия;
- предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.
При этом научно-техническое обеспечение вышеуказанной деятельности, включая развитие и совершенствование нормативной правовой базы, осуществляют организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (далее - ОНТП), предусмотренные статьей 37.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ).
В Российской Федерации регулирующую основу безопасности при использовании атомной энергии составляют федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - ФНП), устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии (статья 6 Федерального закона N 170-ФЗ).
ФНП разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок регламентирован в Положении о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения разработка ФНП осуществляется органами государственного регулирования безопасности и (или) органами управления использованием атомной энергии в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, разработка ФНП может осуществляться как органами государственного регулирования безопасности (в число которых входит Ростехнадзор), так и органами управления использованием атомной энергии (в число которых входит Госкорпорация "Росатом").
В соответствии с пунктом 12 Положения при разработке ФНП органом государственного регулирования безопасности указанный орган направляет разработанные проекты ФНП в органы управления использованием атомной энергии для получения заключения о готовности к опубликованию проектов ФНП.
Вышеназванное требование нарушает принцип независимости органов государственного регулирования безопасности от других государственных органов, установленный в статье 24 Федерального закона N 170-ФЗ, а также существенно замедляет процесс разработки ФНП, что в свою очередь в значительной степени препятствует внедрению и применению новых технологий в области использования атомной энергии.
Для обеспечения полноты требований, содержащихся в ФНП, а также внедрения новых проектных и конструкторских решений, технологий и конструкционных материалов, Положение предлагается дополнить нормой, согласно которой в порядке по разработке проектов ФНП, установленном органом государственного регулирования безопасности, предусматривается возможность разработки указанных проектов ОНТП, а также конкретизировать компетенцию органа государственного управления использованием атомной энергии в части выдачи заключений об отсутствии в проектах ФНП сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 (далее - Стратегия), отмечалось, что темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности большинства людей в освоении и применении знаний.
Согласно указанному документу конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных (пункт 15 Стратегии).
В современном мире автоматизация (внедрение технологии централизованного сбора, хранения, обработки и поиска данных) представляет собой один из главных способов обеспечения эффективности управления бизнес-процессами в различных сферах деятельности, главной целью которой является повышение качества их исполнения при одновременном освобождении ключевого человеческого ресурса - времени.
На сегодняшний день практически в каждой организации, учреждении, государственном органе автоматизировано значительное количество процессов, что позволяет повысить производительность труда, увеличив скорость выполнения поставленных задач, а также точность их исполнения.
Так, в целях обеспечения совершенствования государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии в вышеназванном Положении целесообразно закрепить полномочие ОНТП по формированию и ведению Единого информационного фонда документов, устанавливающих требования по безопасности в области использования атомной энергии, а также представлению информации и сведений о документах, содержащихся в нем (включая выдачу копий таких документов на бумажных носителях и (или) в форме электронного документа), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судебным органам - на безвозмездной основе; другим органам и лицам - на договорной основе за плату.
Проект постановления не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение обязательных требований. Проект постановления не вводит новые виды государственного контроля (надзора).
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектом постановления решений не приведет к негативным социально-экономическим последствиям, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта постановления будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.