Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию" в целях развития научно-технического задела и выпуска продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса по приоритетным направлениям"
(подготовлен Минпромторгом России 04.04.2022 г.)
В соответствии с пунктом 4 протокола заседания коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации от 2 марта 2022 г. N 2 Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию" в целях развития научно-технического задела и выпуска продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса по приоритетным направлениям" (далее - проект постановления, субсидия). Данный инструмент государственной поддержки направлен на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, в том числе в виде предоставления грантов в форме субсидий и инвестиций в проектную компанию из федерального бюджета.
В соответствии с проектом постановления поддержка оказывается организациям, включенным в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса", а также дочерним хозяйственным обществам указанных организаций с долей участия организации ОПК более 50 процентов (далее - организации ОПК), путем вхождения совместно с автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию" (далее - АТР) в капитал проектных компаний с целью организации серийного выпуска продукции гражданского назначения, в том числе на основе результатов интеллектуальной деятельности организации ОПК (далее - РИД ОПК).
Проекты организаций ОПК должны соответствовать приоритетным направлениям, определяемым Минпромторгом России. Они включают базовые направления (социально-значимые индустрии, ресурсосбережение, энергетическое машиностроение, нефтегазовое машиностроение, тяжелое машиностроение, станкостроение) и прогрессивные направления, выявляемые АТР по результатам проведения анализа национальных целей и приоритетов промышленной политики, а также научно-технического потенциала организаций ОПК.
Инструмент поддержки организации серийного выпуска продукции гражданского назначения организациями ОПК (в том числе, на основе РИД ОПК), путем осуществления взносов в уставные (складочные) капиталы проектных компаний c последующим выкупом организацией ОПК доли АТР, будет реализован в форме субсидии из федерального бюджета на поддержку проектов, направленных на организацию такого производства (далее - субсидия на проекты) в период 2022-2024 гг.
В соответствии с проектом постановления "проектная компания" является юридическим лицом в форме хозяйственного общества, в отношении которого осуществляются совместное управление и распределение результатов хозяйственной деятельности между организацией ОПК и АТР в ходе или по итогам реализации проекта. В общей практике проектные компании являются инструментом, широко используемым при осуществлении проектного финансирования, реализации капиталоемких проектов в т.ч. в рамках государственно-частного партнерства. Отличительными особенностями данного инструмента являются обособленность и прозрачность структуры реализации проекта и всех его составных частей (финансирование, управление (участники), производство, генерируемые денежные потоки и т.п.).
Результатом принятия проекта постановления станет развитие серийного выпуска продукции гражданского назначения организациями ОПК (в том числе на основе РИД ОПК) в целях импортозамещения и повышения производственно-технологической независимости Российской Федерации.
По состоянию на март 2022 года спрос на программу подтверждается со стороны организаций ОПК, предоставивших ответы на запрос Минпромторга России от 10 января 2022 года N 141/06 "О направлении предложений по разработке нового механизма поддержки". По результатам анализа идентифицировано 26 проектов в высокой степени проработки, которые потенциально могут быть поддержаны в рамках программы.
В среднем подтвержденный запрос на финансирование одного проекта составляет 300,0 млн рублей. Прогнозируется, что в рамках программы будет поддержано порядка 9 проектов. Таким образом, общий объем потребного финансирования программы за счет бюджетных ассигнований в 2022-2024 годах оценивается в 2 700,0 млн рублей, в том числе по годам:
2022 год - 300,0 млн рублей;
2023 год - 900,0 млн рублей;
2024 год - 1 500,0 млн рублей.
Поддержка проектов, предусматривающих организацию производства организаций ОПК, за счет средств субсидии на проекты, производится в соответствии со следующими параметрами:
проект соответствует приоритетному направлению выпуска продукции гражданского назначения;
срок участия АТР в проекте - до 10 лет;
объем финансирования со стороны АТР, определяющий размер участия АТР в проектной компании - до 500 млн руб.;
размер участия АТР в проектной компании - не более 49%.
Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются:
объем внебюджетного софинансирования проектов за счет внебюджетных источников, привлеченного на реализацию проектов;
количество проектов, поддержанных АТР путем предоставления проектных инвестиций;
объем продукции гражданского назначения, произведенной в рамках реализации проектов.
Результатом предоставления проектных инвестиций является объем выручки, полученной проектными компаниями в рамках реализации проектов, предусматривающих организацию производства организаций ОПК, в размере не менее 1,01 рубля выручки, полученной по итогам организации выпуска продукции гражданского назначения, на 1 рубль государственной поддержки. Таким образом, при софинансировании 9 предусмотренных проектов, объем выручки по состоянию на 31 декабря 2035 года (нарастающим итогом) составит не менее 3 млрд рублей.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Выделение средств на обозначенные цели способствует обеспечению производственно-технологической и экономической безопасности Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.