Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 06.04.2022 г.)
Минпромторгом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления), предусматривающий внесение изменений в Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 (далее - Правила N 1119), и Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков частной формы собственности на создание или увеличение площади территории индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2021 г. N 1325 (далее - Правила N 1325).
Проект постановления направлен на расширение возможностей субъектов Российской Федерации по использованию механизмов компенсации части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков (далее - парки) в рамках Правил N 1119 и Правил N 1325. Суть изменений заключается в следующем:
1. Предусмотрена возможность субъектам Российской Федерации осуществлять возмещение до 100 % затрат на создание объектов инфраструктуры парков частной формы собственности.
2. Предусмотрено расширение перечня возмещаемых затрат субъекта Российской Федерации, которые предполагается дополнить следующими видов расходов:
а) расходы бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение затрат управляющих компаний парков на уплату основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и (или) государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков;
б) расходы бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление взносов в уставный капитал управляющих компаний парков в размере средств, направленных на возмещение или финансовое обеспечение части затрат на уплату основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и (или) государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков.
3. Предусмотрено двукратное увеличение норматива возмещения затрат создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков (30 млн рублей на 1 га), и на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры промышленных технопарков (120 тыс. рублей на 1 кв. метр). Также предполагается установление норматива возмещения затрат субъектов Российской Федерации на создание инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков исходя из площади его производственных помещений, предусматривающее установление лимита возмещения затрат в размере 90 тыс. рублей на 1 кв. метр.
4. Предусмотрено распространение действия механизма государственной поддержки парков частной формы собственности в рамках Правил N 1325 на территорию всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, предполагаются точечные корректировки Правил N 1325, связанные с особенностью предоставления субсидий субъектам Российской Федерации в рамках Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999).
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В условиях внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию, различного рода торговые ограничения, а также удорожание строительных материалов, необходимых для создания, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры парков, наблюдается снижение темпов введения в эксплуатацию объектов промышленной и технологической инфраструктуры, необходимой для размещения предприятий-резидентов. Таким образом, в Российской Федерации формируется дефицит подготовленных площадок парков, необходимых для создания новых современных производств.
Указанные сложности в наибольшей степени затрагивают проекты создания парков частной формы собственности ввиду отсутствия возможности компенсации части произведенных затрат и использования их для развития действующих площадок. Таим образом, механизмы государственной поддержки парков, предусмотренные Правилами N 1119 и Правилами N 1325 не в полной мере могут покрыть существующей потребности в финансировании проектов создания и развития региональной промышленной инфраструктуры.
В связи с этим, проектом постановления предусмотрено снятие бюджетных ограничений для реализации проектов создания и развития парков частной формы собственности путем увеличения норматива возмещения затрат субъектов Российской Федерации создание объектов инфраструктуры парков частной формы собственности с 50 % до 100 %.
Кроме того, учитывая предусмотренные бюджетным законодательством формы осуществления государственной поддержки субъектами Российской Федерации на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков, проект постановления предусматривает расширение перечня возмещаемых субъекту Российской Федерации затрат, которые могут быть осуществлены как в форме возмещения, так и в форме финансового обеспечения затрат управляющих компаний парков.
Учитывая рекомендации "круглого стола" на тему "Проектная деятельность в субъектах Российской Федерации", утвержденные на заседании Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике 30 ноября 2021 г., проектом постановления предусматривается увеличение норматива возмещения затрат субъектов Российской Федерации и использование при расчете размера государственной поддержки проектов создания и развития индустриальных (промышленных) парков норматива возмещения затрат на единицу площади производственных помещений индустриального (промышленного) парка. Указанные изменения Правил N 1119 и Правил N 1325 обусловлены следующим.
С начала реализации государственной поддержки парков в рамках Правил N 1119 (2014 г.) подходы к созданию индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации изменились. Так, первоначально индустриальные (промышленные) парки создавались преимущественно в формате "greenfield" и предусматривали подведение к крупным земельным участкам коммунальной и транспортной инфраструктуры, предназначенной для размещения резидентов. При этом, площадь территории таких парков достигала 1000 га и более, что обусловило необходимость использования норматива возмещения затрат на всю площадь территории парка (в га). В настоящее время произошла трансформация подходов к созданию парков - теперь парки преимущественно создаются компактными (до 50-70 га) и предусматривают строительство готовых зданий для резидентов или формат "brownfield" (бывшие производственные здания, реконструкция которых позволяет размещать резидентов парков на свободных площадях). Указанная аргументация обусловила необходимость предусмотреть новый норматив возмещения исходя из площади производственных помещений индустриальных (промышленных) парков (в соответствии с проектом постановления - 90 тыс. рублей на 1 кв. метр).
Кроме того, с 2014 года норматив возмещения затрат субъектов Российской Федерации не менялся и составляет 15 млн рублей на 1 га для индустриальных (промышленных) парков и 60 тыс. рублей на 1 кв. метр для промышленных технопарков (как в Правилах N 1119, так и в Правилах N 1325). Вместе с тем, с 2014 по 2021 гг. рост индекса-дефлятора в строительстве составил порядка 40 %, а за 2021 год рост цен на строительные материалы составил 24 %. Учитывая указанный инфляционный рост в строительстве, а также ожидания инвесторов по дальнейшему удорожанию строительства, представляется целесообразным увеличить норматив возмещения затрат субъектов Российской Федерации на строительство инфраструктуры парков до 30 млн рублей на 1 га для индустриальных (промышленных) парков, и до 120 тыс. рублей на 1 кв. метр для промышленных технопарков.
Проектом постановления также предусмотрено внесение изменений в Правила N 1325, предусматривающих распространение действия данного механизма государственной поддержки парков на территорию всех субъектов Российской Федерации ввиду наличия потребности у субъектов Российской Федерации, обладающих необходимым количеством промышленной и технологической инфраструктуры, но столкнувшимися с дефицитом новых площадей (в первую очередь, субъекты Российской Федерации, входящие в состав Центрального и Приволжского федеральных округов).
Указанная поправка позволит воспользоваться специализированным механизмом поддержки парков частной формы собственности всем субъектам Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов ввиду того, что в соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков осуществляется в объеме и пределах налоговых и таможенных поступлений в федеральный бюджет от резидентов указанных парков (вышеуказанная норма бюджетного законодательства Российской Федерации предусмотрена Правилами N 1119 и Правилами N 1325). Таким образом, предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парков сбалансировано налоговыми и таможенными поступлениями в федеральный бюджет от резидентов указанных парков.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.