Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 18.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. N ММ-П13-6217 и решений, принятых 30 марта 2022 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам эффективного управления и защиты федерального имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.
Законопроект направлен на оптимизацию процессов управления в сфере совершения сделок с имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации, в том числе находящимся за пределами Российской Федерации, в части, касающейся правила об обязательном проведении оценки этого имущества в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
В действующей редакции статьи 8 Закона предусматривается общее правило об обязательности проведения оценки имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, при совершении с ним сделок. Это правило применяется также при распоряжении государственными унитарными предприятиями закрепленным за ними имуществом с согласия собственника. В полной мере оно распространяется на сделки с имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации, в том числе находящимся за пределами Российской Федерации.
Распоряжение зарубежным имуществом осуществляется в экономических и правовых условиях, действующих не только в Российской Федерации, но и на территории иностранного государства. В отдельных случаях, результаты выполненной в соответствии с требованиями российского законодательства оценки имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, не могут быть применены при совершении соответствующих сделок с указанным имуществом.
Данное обстоятельство обусловлено, как правило, особенностями законодательства страны нахождения имущества. В некоторых случаях, в соответствии с национальным законодательством иностранного государства, к сделке может быть применимо нормативное ценообразование либо специальные требования к оценочной деятельности. В числе подобных требований могут быть, к примеру, обязательное условие о проведении оценки исключительно силами компании-резидента страны нахождения имущества (например, Франция, Вьетнам), силами компании, аккредитованной в установленном порядке органами государственной власти соответствующего государства или силами компании, входящей в авторитетные международные рейтинги оценочных организаций и/или работающих по международным стандартам оценки.
Также необходимо отметить, что в мире насчитывается значительное количество международных стандартов оценки (IVSC, Red Book, USPAP), применяемых на территории нескольких стран и неприменяемых в Российской Федерации. Одновременно существуют специальные национальные (государственные) стандарты оценки (Аргентина, Польша).
В ряде зарубежных стран существуют квалификационные требования к членам саморегулируемых организаций оценщиков и действует соответствующая система профессиональных званий. В Великобритании это член (действительный или ассоциированный) королевского института чартерных сюрвейеров, в США - член Института оценки или аккредитованный сертифицированный оценщик Американского общества оценщиков. В ряде европейских стран практикуется обязательная сертификация качества услуг по оценке недвижимости.
Оценочная деятельность регулируется не только в Российской Федерации, но и в большинстве иностранных государств. Если сделка совершается с зарубежным имуществом Российской Федерации, и законодательство страны нахождения имущества исключает возможность проведения оценки по российским стандартам российскими оценщиками, определение стоимости указанного имущества в соответствии с оценочным законодательством страны расположения этого имущества силами местных специалистов (при условии обладания ими релевантными профессиональными знаниями и наличия у них необходимого объема рыночной и правовой информации) может служить достаточно эффективным средством формирования рыночной цены сделки.
Кроме того, обязательность проведения оценки по российскому законодательству на основе экономической информации, полученной с зарубежного рынка (особенно в сфере оборота недвижимости), может привести к искажению реальной рыночной стоимости имущества, некорректному ценообразованию, несоизмеримости доходов от сделок (в первую очередь краткосрочных) с издержками на их совершение, убыточности и невозможности реализации хозяйственных операций. Как следствие, владелец имущества недополучает доходы от вовлечения имущества в гражданский оборот.
Предлагаемые изменения Закона сформируют условия для исключения в ряде случаев дублирования расходов на оценку, позволят снизить издержки, возникающие при вовлечении имущества в гражданско-правовой оборот, следовательно, будут способствовать повышению рентабельности использования федеральной зарубежной собственности.
Проектируемая норма позволит Правительству Российской Федерации определять случаи, когда для совершения сделки с зарубежным федеральным недвижимым имуществом его оценка осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого находится это имущество. При этом предусмотренная законом обязательность проведения оценки при совершении сделок с недвижимым имуществом Российской Федерации сохранится. Закрепленный в проектируемых нормах подход согласуется с положениями пункта 2 статьи 1186, пункта 1 статьи 1213 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.