Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо в целях упорядочивания процедуры по внесению изменений в конструкцию транспортного средства и Положения о проведении экспертизы типового решения по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо для включения в реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо в целях упорядочивания процедуры по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта в целях реализации положений технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - технический регламент), и упорядочивания процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства предусматривает формирование реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо и направлен на упрощение процедуры по соответствующему переоборудованию транспортных средств.
В соответствии с проектируемыми положениями в случае установки на транспортное средство типового решения, включенного в вышеуказанный реестр, необходимость прохождения процедур, связанных с внесением изменений в конструкцию транспортного средства, предусмотренных пунктом 78 технического регламента и Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 41, будет отсутствовать.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в срок с 21 декабря 2021 г. по 25 января 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта: 02/07/12-21/00123033. Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По проекту акта имеются следующие замечания и предложения.
1. Подпунктом "а" пункта 1 проекта изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждаемых проектом акта (далее - проект изменений), предусмотрено внесение изменения в пункт 3 Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 413 (далее соответственно - Правила, постановление N 413), в части дополнения его положением о невыполнении процедур, предусмотренных Правилами, за исключением описанных в пункте 13 Правил, при установке на транспортное средство типового решения по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо, включенного в реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо.
Согласно пункту 3 Правил в случаях, предусмотренных пунктом 77 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) (далее - ТР ТС 018/2011), выполнение процедур (действий), предусмотренных Правилами, не требуется.
В соответствии с пунктом 77 ТР ТС 018/2011 транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 78 ТР ТС 018/2011 внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований ТР ТС 018/2011 осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
Вместе с тем пунктом 76 ТР ТС 018/2011 установлено, что объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77 ТР ТС 018/2011.
Пункт 77 ТР ТС 018/2011 содержит закрытый перечень случаев, когда транспортные средства не подлежат проверке.
Принимая во внимание, что предусмотренная проектом акта формулировка определения понятия "типовое решение" не свидетельствует об отнесении случаев установки на транспортное средство типового решения по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо, включенного в реестр типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо, к случаям, предусмотренным пунктом 77 ТР ТС 018/2011, установление в указанном случае возможности не проходить процедуры проверки, предусмотренные Правилами, не соответствует положениям ТР ТС 018/2011.
2. Подпунктом "б" пункта 1 проекта изменений предусмотрено внесение изменений в пункт 13 Правил в части дополнения его положением о том, что при установке на транспортное средство типового решения, включенного в реестр, владельцу транспортного средства в течение 10 суток после установки необходимо обратиться в подразделение Госавтоинспекции, предоставляющее государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.
Для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства владелец транспортного средства предоставляет в подразделение Госавтоинспекции декларацию, указанную в подпункте "г" пункта 8 Правил.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил для получения разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства (далее - разрешение) владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения в нее изменений, соответствующее требованиям к ее содержанию согласно приложению N 1 к Правилам, выданное уполномоченной организацией.
Согласно пункту 2 Правил под уполномоченной организацией понимается испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в национальной системе аккредитации на оценку соответствия требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия", включенная в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.
Пунктом 8 Правил установлено, что для осуществления проверки и получения свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (далее - свидетельство) владелец транспортного средства или его доверенное лицо представляет в подразделение Госавтоинспекции, выдавшее разрешение, транспортное средство с внесенными в его конструкцию изменениями и документы, предусмотренные указанным пунктом Правил.
Одним из документов, предусмотренных пунктом 8 Правил, является протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений, соответствующий требованиям к его содержанию согласно приложению N 3 к Правилам, оформленный уполномоченной организацией.
Необходимо отметить, что положения пункта 8 Правил не предусматривают исключений о непредставлении владельцем транспортного средства или его доверенным лицом в подразделение Госавтоинспекции какого-либо из документов, предусмотренных указанным пунктом Правил.
На основании изложенного внесение изменений в пункт 13 Правил требует дополнительного обоснования.
3. В соответствии с пунктом 2 проекта Порядка формирования и ведения реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо в целях упорядочивания процедуры по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, утверждаемого проектом акта (далее - проект Порядка), под типовым решением по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо понимается оборудование для питания двигателя газообразным топливом (специальная модифицированная система СНГ/КПГ), прошедшее оценку соответствия требованиям Правил ООН N 115 и ТР ТС 018/2011 для типа транспортного средства, в состав которого входят: баллон газовый; вспомогательное оборудование баллона; газоредуцирующая аппаратура; теплообменные устройства; газосмесительные устройства; газодозирующие устройства; электромагнитные клапаны; расходно-наполнительное и контрольно-измерительное оборудование; фильтр газовый; гибкие шланги; топливопроводы; электронные блоки управления.
Согласно Правилам ООН N 115 их положения применяются в тех случаях, когда завод-изготовитель модифицированных систем сохраняет первоначальные характеристики системы в целом применительно к конкретному семейству транспортных средств, для которого было предоставлено официальное утверждение.
Таким образом, с учетом предусмотренных проектом акта изменений в Правила из-под действия "общего" порядка внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований ТР ТС 018/2011 предлагается полностью исключить вопросы внесения изменений в конструкцию транспортного средства путем установки оборудования для питания двигателя газообразным топливом.
Установление отдельного порядка в отношении одного из видов изменений в конструкцию транспортного средства нуждается в дополнительном обосновании, в том числе принимая во внимание, что утверждение такого порядка не предусмотрено ТР ТС 018/2011 и Правилами.
4. Определение в качестве экспертной организации, проводящей экспертизу типовых решений, исключительно федерального государственного унитарного предприятия "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" не в полной мере соответствует пункту 2 Правил, согласно которому уполномоченной организацией может быть любая испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в национальной системе аккредитации на оценку соответствия требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия", включенная в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
5. Пунктом 3 проекта акта предусмотрено, что оператор реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо определяется в соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил.
Вместе с тем пунктом 7 Правил внесения изменений в конструкцию предусмотрены случаи принятия решения об отказе в выдаче разрешения. Таким образом, правовые нормы указанного пункта не могут служить основанием для определения оператора реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо.
Кроме того, формирование реестра типовых решений по переводу колесных транспортных средств на газообразное топливо как в составе реестра заключений предварительной технической экспертизы конструкции находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства на предмет возможности внесения изменений, протоколов проверки безопасности конструкции находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства после внесенных в нее изменений, указанного в пункте 7 Правил, так и в качестве отдельного цифрового решения потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, проект акта требует доработки и не может быть согласован в представленной редакции.
Кроме того, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.