Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях уточнения законодательства, регулирующего новую схему обращения с отходами I-II классов опасности, введенную Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), введенной Федеральным законом N 225-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
При этом данное положение ограничивает право указанных хозяйствующих субъектов осуществлять самостоятельное обращение с данными отходами при наличии у них объектов утилизации. Проект акта устраняет данное ограничение.
Проектом акта в законодательство также вносится ряд уточнений технического характера.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в срок с 7 февраля по 5 марта 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта: 02/04/02-22/00124748. Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта вносится уточнение технического характера в пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ, которым в действующей редакции предусмотрено, что договоры между индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, имеющими лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, предметом которых являются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности и которые заключены до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют с 1 марта 2022 г., если меньший срок не предусмотрен такими договорами.
В редакции проекта акта устраняется техническая неточность: действие указанных договоров предлагается ограничить, уточнив, что они действуют до 1 марта 2022 года.
Предлагаемое уточнение подлежит корректировке с учетом того, данное изменение имеет характер "обратной силы закона", и такие договоры к текущему моменту могли быть заключены после 1 марта 2022 года.
2. Представляется целесообразным в пункт 1 статьи 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ в редакции проекта акта внести дополнительное изменение, уточняющее, что при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, вправе осуществлять обращение с данными отходами самостоятельно.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта в случае учета вышеуказанных замечаний Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.