Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 г.г."
(подготовлен Минсельхозом России 20.04.2022 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 25 августа 2017 г. N 996, Минсельхозом России совместно с Минобрнауки России, Минпромторгом России и ФГБУ "Российская академия наук" подготовлен План-график ("Дорожная карта") по подготовке подпрограмм Программы. Согласно Плана-графика Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород" Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (далее - подпрограмма).
Современное производство молока существенно сократилось к уровню начала 90-х годов и не соответствует требованиям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20, (далее - Доктрина продовольственной безопасности), и характеризуется отставанием от экономически развитых стран уровнем обеспеченности населения молоком и молочными продуктами, состоянием технологического развития производственной базы молочного скотоводства и сокращением национальных генетических ресурсов крупного рогатого скота молочных пород.
Прирост производства молока обеспечивают главным образом современные крупнотоварные молочные комплексы. Повышается и молочная продуктивность коров.
По данным Росстата, средний удой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях (кроме микропредприятий) по итогам 2021 года составил 7162 кг, что на 283 кг (+4,1 процента) больше уровня 2020 года, что в целом согласуется со сценарием развития, предполагаемого прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с которым надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях, как планируется, к 2030 году вырастет до 7,5-8,0 тыс. кг в год.
За период с 2010 г. по 2021 г. прирост молочной продуктивности в абсолютном выражении составил: 2211 кг молока или 201 кг в год, 0,01 процента массовой доли жира и 0,005 процента белка.
С учетом изложенного представляется актуальной реализация комплексного плана научных исследований, направленного на улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород и использование новых генераций чистопородного и помесного крупного рогатого скота молочных пород в различных природно-климатических зонах Российской Федерации с учетом их особенностей.
Важнейшими инструментами в достижении цели подпрограммы являются:
внедрение конкурентоспособных геномных технологий для молочного скотоводства, использование методов геномной селекции, совершенствование методов геномной оценки крупного рогатого скота молочных пород, в целях получения племенного материала с высоким уровнем генетического потенциала по хозяйственно полезным признакам;
совершенствование существующих пород и типов крупного рогатого скота молочных пород, поиск и оценка геномных маркеров, ассоциированных с молочной продуктивностью крупного рогатого скота и состоянием их здоровья, необходимых для совершенствования селекционного процесса крупного рогатого скота молочных пород;
получение высокоценных в генетическом отношении быков-производителей, формирование стад крупного рогатого скота молочных пород с заданными параметрами по признакам молочной продуктивности, здоровья и типа телосложения;
мониторинг на всех этапах производственного цикла качества материала, используемого в воспроизводстве поголовья крупного рогатого скота молочных пород, основанного на экспертизе генетического материала и контроле фенотипических показателей.
Эффективным способом селекции наиболее продуктивных особей является анализ генома животных и сопоставление его с референтной базой данных для определения селекционного индекса, позволяющего оценить способность животного производить наиболее экономически выгодное потомство на основании доступных ДНК-маркеров. Одним из наиболее широко распространенных критериев оценки племенной ценности животных, используемых как в научных исследованиях, так и в сельском хозяйстве, является ожидаемая вариация в потомстве, позволяющая провести количественную оценку числа выживших при рождении животных, ожидаемый вес, фертильность и другие хозяйственно полезные признаки животных.
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - ), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Отсутствие в приложении N 3 подпрограммы "Целевые индикаторы и показатели подпрограммы" количественных значений по отдельным показателям подпрограммы не предполагает достижения численных значений показателей в данные годы.
Подпрограмма будет реализована посредством выполнения сформированных комплексных научно-технических проектов и отобранных советом по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйствана 2017-2030 годы.
Коммерциализация результатов подпрограммы будет обеспечиваться за счет реализации программ классической и геномной селекции в конкретных сельскохозяйственных организациях, что позволит достичь более высоких показателей производства, снижения себестоимости продукции и уровня генетических заболеваний, сокращения расходов на откормочных площадках и т.д.
Для повышения конкурентоспособности создаваемого племенного материала крупного рогатого скота молочных пород, снижения рисков селекционного процесса и обеспечения роста товарного поголовья крупного рогатого скота молочных пород, а также улучшения его хозяйственно полезных характеристик будут сформулированы институциональные условия проведения научно-исследовательских работ по генетике, селекции и разведению племенного крупного рогатого скота молочных пород и формирования научно-технологической базы для внедрения в подотрасль молочного скотоводства принципов геномной селекции, что станет возможно только при обеспечении полноценного финансирования подпрограммы.
Реализация подпрограммы не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенций федеральных органов исполнительной власти.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета предусмотренных на реализацию подпрограммы будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы, а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив.
Реализация подпрограммы не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Проект постановления не противоречит положениям пункта 6 приложения N 29 "Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства" к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики в рамках реализации соответствующей меры государственной поддержки, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.