Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(подготовлен Минобрнауки России 20.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2021 г. N Пр-299.
Одними из важнейших задач научно-технологического развития Российской Федерации являются выявление и привлечение талантливой молодежи в науку, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
При этом необходимо отметить, что при наличии широкой линейки мер государственной поддержки молодых ученых (премии, стипендии, гранты, жилищные сертификаты и др.) понятие "молодой ученый" в законодательстве отсутствует. Имеющиеся на сегодняшний день требования к молодым ученым не способствуют привлечению в науку молодежи.
В связи с этим необходимо ввести соответствующее понятие в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) и закрепить в нем правовой статус молодого ученого как совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности.
В частности, законопроектом предлагается установить, что молодыми учеными являются лица в возрасте до 35 лет включительно, являющиеся научными работниками научных организаций, научно-педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также научные работники иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
При этом научным работникам научных организаций, научно-педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также научным работникам иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в возрасте до 45 лет включительно, имеющим ученую степень доктора наук (далее - молодые доктора наук), могут предоставляться отдельные меры государственной поддержки молодых ученых, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Дополнительные критерии (требования) к молодым ученым и молодым докторам наук, в том числе наличие ученой степени, для получения конкретных мер государственной поддержки могут быть установлены актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральной территории "Сириус".
В свою очередь, Федеральный закон от 30 декабря 2020?г. N?489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" предусматривает, что к молодежи, молодым гражданам относится социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, а Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, предусмотрено, что меры государственной поддержки по решению жилищных проблем предоставляются работникам образовательной или научной организации, имеющим ученую степень доктора наук, в возрасте до 45 лет. Именно этим обусловлен выбор возраста молодых ученых и молодых докторов наук.
В 2021 году в подведомственных Минобрнауки России образовательных организациях высшего образования и научных организациях работали 218 тыс. научных и научно-педагогических работников, из которых почти 50 тыс. в возрасте до 35 лет (включительно). Причем научных и научно-педагогических работников, имеющих степень кандидата наук, из них почти 15 тыс. (30?%).
Так, при закреплении правового статуса молодых ученых в Законе о науке за ними сохраняется право на получение:
1)премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых*(1);
2)премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых*(2);
3)?грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации*(3);
5)грантов Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными*(4);
6)?стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики*(5);
7)?персональных стипендий имени Ж.И.?Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий*(6);
8) иных мер государственной поддержки молодых ученых.
При этом законопроект, закрепляя в Законе о науке основные положения о государственной поддержке молодых ученых, не ограничивает возможность поддержки молодых ученых из других финансовых источников, в том числе органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о науке финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, федеральной территорией "Сириус", а также физическими лицами и (или) юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2008 г. N 1144 "О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых"; Положение о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2015г. N
312.
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 793 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых"; Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2010 г. N 601.
*(3) Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук"; постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации".
*(4) Президентская программа исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными, разработанная Российским научным фондом в соответствии с пунктом 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Указанная программа является одним из инструментов реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
*(5) Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 г. N 181 "Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики"; постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563 "О назначении и выплате стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики"
*(6) Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 2019 г. N 332 "Об увековечении памяти Ж.И. Алферова"; постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 300 "О персональных стипендиях имени Ж.И.?Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий и внесении изменений в Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.