Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы в части дополнения подпрограммой по кукурузе"
(подготовлен Минсельхозом России 24.04.2022 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", Указа от 3 декабря 2021 г. N 687 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 25 августа 2017 г. N 996, советом по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы принято решение о разработке проекта подпрограммы "Развитие селекции и семеноводства кукурузы" (далее - подпрограмма).
Подпрограмма направлена на обеспечение устойчивого роста объемов промышленного производства и реализации высококачественных семян конкурентоспособных гибридов кукурузы отечественной селекции, созданных на основе инновационных технологий.
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Несмотря на достигнутые значительные успехи в развитии подотрасли производства кукурузы в Российской Федерации, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований по селекционном и семеноводческим работам, по сортам, гибридам и родительским компонентам кукурузы, что создает дополнительные угрозы импортной зависимости от иностранных поставщиков семян гибридов кукурузы и стагнации развития отечественной пищевой и комбикормовой промышленности.
Доля новых гибридов кукурузы отечественной селекции, применяемых
в промышленном производстве кукурузы в настоящее время, составляет менее 40 процентов, тогда как мировой опыт показывает, что для сбалансированного развития комбикормовой и пищевой промышленности соотношение собственного производства семян сортов и гибридов кукурузы и их импорта должно быть в пределах 50 на 50 процентов.
В настоящее время, в общем объеме высеянных семян кукурузы, сельхозтоваропроизводители используют не более 37 процентов семян отечественной селекции, что является низким показателем.
По данным Федеральной таможенной службы России (с учетом взаимной торговли со странами ЕАЭС), объем импорта семян кукурузы для посева в стоимостном выражении составил: в 2017 году - 10,5 млрд рублей, в 2018 году - 9,6 млрд рублей, в 2019 году - 6,7 млрд рублей, в 2020 году - 9,3 млрд рублей.
Ключевым направлением, которое необходимо развивать для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, является снижение зависимости развития отечественного производства продовольственной кукурузы от семян гибридов кукурузы иностранной селекции на основе разработки и продвижения в производство семян гибридов кукурузы отечественной селекции с комплексом технологического сопровождения процесса семеноводства кукурузы на принципах государственно-частного партнерства.
В результате реализации мероприятий подпрограммы будет достигнуто снижение уровня импортной зависимости подотрасли производства кукурузы за счет:
создания не менее 25 новых конкурентоспособных гибридов кукурузы отечественной селекции, на производство которых будут заключены лицензионные договоры на срок не менее 2-х лет;
разработки и внедрения технологий селекции и семеноводства кукурузы отечественной селекции и доведение доли высеянных семян гибридов кукурузы, произведенных и реализованных в рамках подпрограммы не менее чем до 45 процентов, в общем объеме высеянных семян кукурузы по отношению к базовому 2022 году;
обеспечения использования семян новых гибридов кукурузы отечественной селекции, созданных в рамках подпрограммы не менее чем в 30 процентах сельскохозяйственных организаций, высевающих кукурузу;
обеспечения организаций, занимающихся селекции и семеноводству кукурузы объектами инфраструктуры агропромышленного комплекса не менее чем на 40 процентов;
формирования научного задела мирового уровня в области селекции и семеноводства кукурузы и ее производства, обеспечивающего опережающую разработку инновационных технологий;
разработки не менее 4 новых отечественных технологий для селекции и семеноводства кукурузы;
сохранения, поддержания и пополнения не менее 4-х существующих коллекций, новых, созданных в рамках подпрограммы коллекций сортов, гибридов и линий кукурузы.
Подпрограмма будет реализована посредством выполнения сформированных комплексных научно-технических проектов. При этом основной акцент будет сделан на ответственности заказчиков комплексных научно-технических проектов за внедрение созданных сортов и гибридов кукурузы в промышленное производство.
При формировании комплексных научно-технических проектов основными заказчиками проектов со стороны агробизнеса выступают организации, работающие в кукурузоводческой подотрасли Российской Федерации, в том числе входящие в состав агропромышленных холдингов, таких, как ООО Компания "Био-Тон", ГК "Русагро", ООО "ССП "Генофонд" и другие.
Доли указанных компаний по производству зерна кукурузы на внутреннем рынке Российской Федерации составляют 15,5 процентов, 12,1 процента и 12,4 процента соответственно.
Территориальные производственные программы по селекции и семеноводству кукурузы будут сосредоточены в Южном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Дальневосточном регионах.
В целях реализации раздела VI Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы для ускорения процессов научно-технического развития агропромышленного комплекса и создания цифровой информационной среды, поддержки полного научно-технологического цикла производства семян конкурентоспособных гибридов кукурузы разрабатывается информационная подсистема развития селекции и семеноводства кукурузы (далее - подсистема развития), являющаяся частью государственной информационной системы "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - государственная информационная система).
Финансирование создания подсистемы развития, как и всего комплекса работ по созданию государственной информационной системы, будет обеспечено за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минсельхозу России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Расчет стоимости предусмотренных работ создания подсистемы развития (расчет НМЦК) выполнен с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании 3 источников стоимости (коммерческих предложений).
Гибриды кукурузы, созданные в рамках подпрограммы к концу 2030 года будут размещаться на площади не менее 400 - 450 тыс. гектаров.
Возделыванием кукурузы на указанных площадях будут заниматься не менее 30 процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей, выращивающих кукурузу.
Прогнозируемый валовый сбор кукурузы в 2025 году составит не менее 13 - 15 млн тонн.
Для повышения конкурентоспособности, снижения рисков и обеспечения дальнейшего развития отечественного рынка кукурузы будут сформулированы институциональные условия перевода научно-исследовательских работ по селекции и семеноводству кукурузы на новую научно-технологическую базу, что станет возможно только при обеспечении полноценного финансирования подпрограммы.
Отсутствие в приложении N 3 "Целевые индикаторы и показатели подпрограммы" подпрограммы количественных значений по отдельным показателям подпрограммы не предполагает достижения численных значений показателей в данные годы.
Реализация подпрограммы потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенций федеральных органов исполнительной власти.
Реализация подпрограммы не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и сокращения их доходной части, а также не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" отсутствуют обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не противоречит положениям пункта 6 приложения N 29 "Протокол о мерах государственной поддержки сельского хозяйства" к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.