Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в раздел VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 25.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в раздел VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разрабатывается в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 10-П (далее - Постановление).
Постановлением положения абзаца второго части третьей статьи 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой допускают поворот исполнения вступившего в законную силу решения суда, принятого по делу о взыскании работником денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в случае его пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, притом что само наличие трудовых отношений не было опровергнуто в судебном порядке, а отмененное решение суда не было основано на сообщенных гражданином ложных сведениях или представленных им подложных документах.
В настоящее время ГПК РФ ограничивает поворот исполнения решений суда по делам определенных категорий в случае их отмены в апелляционном, кассационном или надзорном порядке в целях защиты интересов добросовестной стороны гражданского процесса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, нормативное регулирование, исключающее поворот исполнения судами апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, когда на лицо, будь он произведен, возлагалось бы обременение вопреки положению этого лица как более слабой стороны в правоотношении или же как находящегося, исходя из характера спора, в тяжелой жизненной ситуации, отражает гуманистические начала российского законодательства и согласуется с обязанностью законодателя непротиворечиво регламентировать отношения в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу.
Законопроектом предлагается дополнить ГПК РФ статьей, предусматривающей ограничения в случае пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам поворота исполнения решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца.
Согласно законопроекту поворот исполнения подобных решений будет возможен, только если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах либо было опровергнуто наличие указанных правоотношений.
Перечень случаев, для которых предусмотрено ограничение поворота исполнения в случае отмены решения суда по новым обстоятельствам, аналогичен категориям дел, перечисленным в статье 445 ГПК РФ, закрепляющей условия поворота исполнения в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанций.
Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2020 году судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассмотрено 15 421 заявление о пересмотре решений суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, из них удовлетворено 4 924 заявления. В I полугодии 2021 г. рассмотрено 8 132 подобных заявления, удовлетворено - 2 675.
Принятие законопроекта позволит устранить пробел в правовом регулировании, защитить права слабой стороны в правоотношении и лиц, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.