Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минприроды России (далее - разработчик) "О внесении изменений в приложения 1 и 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" (далее соответственно - проект акта, Приказ N 379, Изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения, и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и планом перевода массовых социально-значимых услуг (сервисов) в электронный формат, утвержденным решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. N 19.
По мнению разработчика (пункт 1.4 сводного плана), проект акта разработан в том числе в целях урегулирования вопросов, связанных с выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в электронном формате и учета таких разрешений, а также идентификации физических лиц, обратившихся за получением такого разрешения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 14 февраля 2022 г по 5 марта 2022 г. По итогам публичных обсуждений поступило 87 предложений к проекту акта, 39 из которых не учтены или учтены частично.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/02-22/00124957).
В соответствии со сводным отчетом и пояснительными материалами к проекту акта его реализация не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия проектируемого регулирования.
1. Пунктом 4 Изменений предлагается установить возможность направления персонально каждому заявителю разрешений на добычу охотничьих ресурсов в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного цифровой электронной подписью, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Данный пункт проекта акта подлежит доработке, поскольку не устанавливает механизм направления данного разрешения заявителю, термины "машиночитаемый электронный документ" и "цифровая электронная подпись" являются неопределенными и противоречат Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), определяющему понятие электронный документ, и Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", определяющему понятие и виды электронной подписи.
Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (статья 2 Закона N 149-ФЗ).
Однако, проектом акта не учитывается, что выданное в электронной форме разрешение подлежит проверке уполномоченными должностными лицами в силу обязанностей, установленных пунктом 5 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24 июля 2020 г. N 477 (далее - Правила охоты), при отсутствии для этого технической возможности.
2. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 Изменений Порядок дополняется новыми пунктами 16 1 - 164.
В соответствии с проектируемыми пунктами 161 и 162 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с Законом об охоте полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, (далее - Уполномоченные органы):
ведут учет результатов рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в форме электронного реестра;
обеспечивают возможность направления сведений об охотничьих ресурсах, добытых на основании разрешения, выданного в форме электронного документа, в электронном виде с использованием портала государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с формами разрешений добычу охотничьих ресурсов, утверждённых Приказом N 379, сведения о добытом животном должны быть внесены в разрешение на добычу охотничьих ресурсов сразу после добычи животного, до начала его первичной обработки и (или) транспортировки.
Необходимо отметить, что добыча охотничьих ресурсов может осуществляться в отдаленных местностях, на территориях которых отсутствует покрытие сотовой (мобильной) связью надлежащего качества.
В этой связи, уполномоченные органы в соответствии с проектируемым пунктом 16 2 обязаны обеспечить техническую возможность внесения сведений о добытом животном в разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в электронном виде, в том числе в условиях отсутствия соединения с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет".
Кроме того, на уполномоченные органы также возложено полномочие по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации, в рамках которого также оценивается соблюдение заявителем условий, предусмотренных разрешением на добычу охотничьих ресурсов.
Таким образом проектируемые пункты 161 и 162 Порядка устанавливают новые, ранее не предусмотренные требования к организации деятельности уполномоченных органов, предусматривающие организацию дополнительных технологических и программных решений, направленных на создание и ведение электронного реестра выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов, на обеспечение возможности направления сведений об охотничьих ресурсах, добытых на основании разрешения, выданного в форме электронного документа, в электронном виде с использованием портала государственных и муниципальных услуг, а также на обеспечение осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора) с учетом необходимости проверки разрешений на добычу охотничьих ресурсов, выданных в электронном виде.
Наличие дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с принятием проекта акта, отмечено рядом субъектов Российской Федерации, а также Комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экология и природные ресурсы".
При этом, в пояснительных материалах к проекту акта разработчиком указано на отсутствие дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Также отсутствует информация о соответствующем увеличении объема субвенции, предоставляемой субъектам Российской Федерации.
3. Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами охоты при осуществлении охоты физические лица обязаны:
иметь при себе разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
после добычи охотничьего животного до начала действий, совершаемых с добытым животным, а именно первичной переработки или транспортировки, заполнить сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
В случае необеспечения технической возможности внесения сведений о добытом животном в разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в электронном виде, в том числе в условиях отсутствия соединения с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" для лиц, осуществляющих добычу охотничьих ресурсов возникает риск привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьями 7.11 и 8.37 Кодекса об административных правонарушениях, по причинам, независящим от указанных лиц.
Также при принятии проекта акта возникает риск не осуществления должного контроля (надзора) за добычей охотничьих ресурсов, что, в свою очередь может привести к нарушению основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и не позволит обеспечить устойчивое использование охотничьих ресурсов и определение их объема с учетом экологических, социальных и экономических факторов, а также устойчивое существование охотничьих ресурсов и сохранение их биологического разнообразия.
4. Абзац 2 пункта 13 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов необходимо скорректировать с учетом предлагаемого регулирования.
5. Формы разрешений на добычу охотничьих ресурсов, установленные Приказом N 379, не предполагают выдачу таких разрешений в электронном виде. Так, в формы разрешений предусматривают "отрывные" поля.
В этой связи необходимо также внести соответствующие изменения в формы разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в случае их предоставления в электронном виде.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, а также с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экология и природные ресурсы", представленных в рамках общественного обсуждения проекта акта, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
в проекте акта выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
отсутствует достаточное обоснование решения проблемы предложенным способом регулирования.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время Минэкономразвития России ведется работа по подготовке в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" проекта программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по выдаче Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области разрешений в электронном виде на добычу водоплавающей дичи (далее - ЭПР). Данная программа предусматривает в целях исключения возможных рисков, связанных с отсутствием подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использование нативных приложений, позволяющих исполнять охотниками и уполномоченными должностными лицами предусмотренные законодательством обязанности в отсутствие подключения к информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Полагаем целесообразным вернуться к разработке проекта акта после получения практического опыта реализации ЭПР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.