Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее соответственно - проект акта, Правила), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с абзацем третьим пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 2968-р, согласно которому необходимо проработать вопрос о возможности внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата), посредством мобильного приложения, устанавливаемого на мобильные устройства собственников (владельцев) транспортных средств.
С целью реализации указанной возможности проектом акта вносятся соответствующие изменения в Правила, направленные на уточнение особенностей использования в системе взимания платы стороннего бортового устройства в виде программного бортового устройства, состоящего из мобильного устройства собственника (владельца) транспортного средства, такого как смартфон, планшет или мобильный компьютер, и устанавливаемого на мобильное устройство мобильного приложения (наряду с бортовыми устройствами и сторонними бортовыми устройствами в виде технических устройств).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 21 марта по 1 апреля 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/03-22/00125906). Замечаний и предложений в ходе проведенных разработчиком публичных обсуждений не поступило.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. В соответствии с проектируемыми пунктами 81 и 89 приложения N 1 Правил бортовые устройства и сторонние бортовые устройства (далее - устройства) и мобильное приложение не должны выполнять скрытых или незадекларированных функций, способных оказать влияние на работу системы взимания платы, а также не должны иметь характеристики или выполнять функции, нарушающие или способные нарушить штатную работу системы взимания платы.
В соответствии с проектируемым пунктом 1061 Правил в случае выявления оператором неработоспособности стороннего бортового устройства, нарушающего штатную работу системы взимания платы, оператор имеет право в одностороннем порядке приостановить прием и обработку данных от данного стороннего бортового устройства.
Также блокировка стороннего бортового устройства по причине выявления нарушений при его эксплуатации, оказывающих влияние на корректную работу системы взимания платы, согласно проектируемому пункту 961 Правил является основанием для отказа собственнику (владельцу) транспортного средства в закреплении стороннего бортового устройства за транспортным средством.
В целях соблюдения принципа правовой определенности и исполнимости при установлении обязательных требований в проекте акта целесообразно предусмотреть ссылку на соответствующий нормативный правовой акт либо иным образом уточнить, технические требования, исполняя которые производители устройств или правообладатели мобильных приложений гарантированно не будут нарушать штатную работу системы взимания платы.
2. В отношении проекта акта необходимо установить срок вступления в силу предлагаемых изменений в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях). Кроме того, в отношении Правил необходимо установить срок действия, руководствуясь частью 4 статьи 3 Закона об обязательных требованиях.
3. Также отмечаем, что сводный отчет должен быть сформирован разработчиком в полном соответствии с требованиями Правил N 1318. Содержание сводного отчета регламентировано пунктами 15 и 15(1) Правил N 1318. Методологической основой для качественного заполнения сводного отчета является приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия".
В представленной редакции сводный отчет не содержит необходимого описания предлагаемого регулирования и не раскрывает суть предлагаемых изменений и обязанностей, содержит общие сведения, не позволяющие в полной мере оценить возможные преимущества или риски предлагаемого регулирования. Кроме того, разработчиком не представлена количественная характеристика участников рассматриваемых отношений.
Обращаем внимание, в соответствии с пунктом 29 Правил N 1318 в случае если Минэкономразвития России сделан вывод о том, что разработчиком при подготовке проекта акта не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, это является основанием для возврата проекта акта и соответствующих материалов для доработки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта в случае учета вышеуказанных замечаний Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
проект акта соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.