Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минспортом России 29.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 230 1 и 230 2 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 09.07.2021 N ДЧ-П44-9313 и от 11.08.2021 N ДЧ-П44-11025, в соответствии с пунктом 104 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 3994-р, и предусматривает изменение категории тяжести преступлений, связанных с применением допинга.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. При этом преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.
Максимальное наказание, предусмотренное статьями 230 1 и 230 2 УК РФ, составляет три года лишения свободы. В связи с чем, данные преступления относятся к преступлениям небольшой тяжести, что не позволяет осуществлять весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
Так, в настоящее время статьями 6 и 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определены перечень оперативно-розыскных мероприятий и условия их проведения, согласно которым проведение отдельных из них допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Это обстоятельство существенно снижает возможности проведения оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам, связанным с применением допинга. Поскольку у федеральных органов исполнительной власти, в обязанности которых входит выявление и раскрытие таких преступлений, отсутствуют правовые основания для проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий по статьям 230 1 и 230 2 УК РФ, это не позволяет провести полноценное расследование и привлечь к ответственности виновных лиц.
Данный вывод также был подтвержден Генеральной прокуратурой Российской Федерации по итогам проведенной проверки соблюдения законодательства о физической культуре и спорте.
Так, согласно форме федерального статистического наблюдения N 1-ЕГС "Единый отчет о преступности", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 250, с момента установления уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с применением допинга, на территории Российской Федерации зарегистрировано 7 противоправных деяний, предусмотренных статьей 230 1 УК РФ (в 2018 г. - 3, 2019 г. - 1, 2020 г. - 1, в первом полугодии 2021 г. - 2, направлено уголовных дел в суд - 0), а также 2 правонарушения - предусмотренных статьей 230 2 УК РФ (в 2018 г. - 0, 2019 г. - 2, 2020 г. - 0, в первом полугодии 2021 г. - 0, направлено уголовных дел в суд - 1).
По сведениям формы отчетности N 10.3 "Отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения)" Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2018 и 2020 годах по статьям 230 1 и 230 2 УК РФ лица не осуждались, в 2019 году в отношении одного лица, привлеченного к уголовной ответственности по статье 230 2 УК РФ, уголовное дело прекращено с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
На основании изложенного в целях обеспечения возможности проведения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий по составам преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 2301 и статьей 2302 УК РФ, и повышения противодействия противоправным деяниям, связанным с применением допинга, законопроектом предлагается отнести такие преступления к преступлениям средней тяжести.
В соответствии со статьей 15 УК РФ преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
В этой связи законопроектом предлагается увеличить сроки наказания в виде лишения свободы:
- на срок до четырех лет за деяния, предусмотренные частью 2 статьи 2301 и частью 1 статьи 2302 УК РФ.
- на срок до семи лет за деяния, предусмотренные частью 3 статьи 2301 и частью 2 статьи 2302 УК РФ.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Положения законопроекта соответствуют нормам отраслевого законодательства, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.