Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об организованных торгах"
(подготовлен Минфином России 23.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об организованных торгах" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 15 апреля 2021 г. N ММ-П13-4797р (далее - поручение) по системному развитию биржевого товарного рынка.
Формирование репрезентативных ценовых индексов на ключевые группы товаров на основе ценовых индикаторов внутреннего рынка, приобретает особое значение в условиях санкций, когда российская экономика фактически изолируется от внешних рынков и лишается возможности использовать международные ценовые индикаторы.
В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, для признания биржевых цен репрезентативным индикатором рыночной цены, биржевые торги должны соответствовать ряду установленных регулятором критериев по объемам, ликвидности и регулярности торгов. При этом, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", такие требования могут быть установлены только для компаний, занимающих на рынке доминирующее положение и только в случае выраженных нарушений антимонопольного законодательства.
В Российской Федерации выстроен и положительно зарекомендовал себя механизм биржевой торговли на рынке нефтепродуктов, природного газа, минеральных удобрений. Биржевой механизм торговли позволяет выявить справедливую рыночную цену товаров, а также организовать недискриминационный доступ к товару (снимает "барьеры" в товаропроводящей цепочке и устраняет посредников).
В связи с вышеизложенным, целью представленного законопроекта является создание условий для выполнения поручений Президента в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ N 618) и Правительства Российской Федерации в области формирования репрезентативных индикаторов рыночной цены на ключевые группы товаров даже в том случае, если их производители не занимают доминирующего положения на рынке и не подпадают под действие антимонопольного законодательства.
Так, законопроектом в целях защиты прав и законных интересов инвесторов в случае существенного изменения условий обращения товаров для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на товарном рынке предусматривается, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы (порядок определения нормативов) в отношении количества реализуемых хозяйствующими субъектами отдельных видов товаров, продажа которых должна осуществляться на организованных торгах с установлением верхнего предела норматива до 25%.
При этом Правительством Российской Федерации должны быть определены случаи существенного изменения условий обращения товаров, определены критерии, при соответствии которым на хозяйствующие субъекты распространяются установленные нормативы (порядок определения нормативов), компетентный орган, уполномоченный осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных нормативов (порядка определения нормативов), а также могут быть установлены условия и порядок уменьшения указанными хозяйствующими субъектами объема продаж товаров на организованных торгах.
Одной из целей развития биржевых торгов, согласно Указу N 618, является формирование репрезентативных индикаторов рыночной цены на ключевые группы товаров.
К ключевой группе товаров (ключевым товарным позициям) относится товар массового производства, соответствующий требованиям установленных стандартов и широко используемый в народном хозяйстве, изменение цен на который влечет изменение цен на другие товары и приводит к мультипликативному эффекту. Перечень ключевых товаров предусмотрен в законопроекте. Указанные товары относятся к стратегическим и социально значимым товарам, обеспечивающим социальную стабильность, а также энергетическую и продовольственную безопасность, и образуют крупные группы товаров: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары, металлы, удобрения, строительные материалы, сырье для промышленного производства и другое.
При разработке соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации планируется рассмотреть вопросы определения случаев существенного изменения условий обращения с учетом специфики отрасли, в том числе на основе анализа расхождения паритетных показателей производства и реализации продукции, дисбаланса между внутренними и экспортными ценами, существенного роста экспорта без соответствующего увеличения показателей производства, наличия данных о неудовлетворенном спросе внутри страны, наличия тенденций к монополизации рынка, установления компетентным органом фактов реализации биржевых товаров по заниженным ценам, а также необходимости удовлетворения спроса, возникающего при реализации важных задач, имеющих важное социальное значение.
Также в рамках разработки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации планируется рассмотреть вопросы о нераспространении требований по обязательному выводу на биржевой рынок товаров предприятиями малого и среднего бизнеса, о механизме снижения объемов торгов хозяйствующим субъектом на биржевом рынке, а также о конкретизации процедуры контроля за надлежащим исполнением норматива обязательных продаж участниками торгов и применении надзорных мер.
Поскольку законопроект направлен на расширение объемов биржевой торговли и видов торгуемых инструментов, вступление его в силу будет способствовать формированию биржевых механизмов ценообразования. В свою очередь, формирование биржевых цен на товарном рынке в значительной мере снижает (устраняет) необходимость использования административных мер по сдерживанию необоснованного повышения цен на товары.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного проекта федерального не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют соответственно федеральные законы и законопроекты с аналогичным содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.