Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1413"
(подготовлен Минсельхозом России 31.05.2022 г.)
Минсельхозом России в целях ускоренного снижения зависимости внутреннего рынка от поставок импортной продукции и недопущения ухудшения положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях санкционного давления, а также стимулирования производства сельскохозяйственными товаропроизводителями семян отечественной селекции в достаточных объемах разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса" (далее - проект постановления).
Проектом постановления предлагается расширить перечень субсидируемых направлений объектами по производству рыбных кормов, а также увеличить размер возмещения в отношении селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве.
Отсутствие дополнительных мер государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса приведет к ухудшению их финансово-экономического состояния, а также к снижению объемов инвестиций в отрасль, что отрицательно скажется на общей динамике производства сельскохозяйственной продукции и достижении продовольственной безопасности отрасли, и, следовательно, к риску неисполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Согласно проведенному предварительному анализу предложений субъектов Российской Федерации (при условии увеличения уровня возмещения затрат до 50%) по дополнительному вводу мощностей объектов агропромышленного комплекса отмечается, что в 2023 году проектная мощность предполагаемых к вводу объектов должна составить 277 тыс. тонн семян в год, а в 2024 году - около 173 тыс. тонн семян в год, что превысит показатель 2021 года на 375 тыс. тонн (мощность селекционно-семеноводческих центров в 2021 году составляла 75 тыс. тонн).
В этой связи проектом постановления предусматривается увеличение начиная с 2023 года возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве до 50%. Данное предложение поддержано Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным (поручение от 17 мая 2022 г. N ММ-П11-8045р).
Осуществление предлагаемого решения позволит эффективно реализовывать инвестиционные проекты и значительно сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов с 10 до 6 лет, что повышает экономическую заинтересованность инвесторов в создании и модернизации селекционно-семеноводческих центров.
Общая примерная стоимость заявленных субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов на 2023 год составляет порядка 7,6 млрд рублей. При установлении предлагаемого размера возмещения объем финансового обеспечения из федерального бюджета составит 3,8 млрд рублей.
Кроме того, принимая во внимание присутствие в российском рыбоводстве высокой доли импортных кормов в целях недопущения возникновения риска дефицита специализированных кормов для ценных лососевых и осетровых видов рыб в связи с сокращения поставок импортных кормов в сложившихся условиях, проектом постановления предусматривается возможность возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по производству кормов для аквакультуры в размере 20% от стоимости объекта начиная с 2023 года.
Определение предлагаемого уровня компенсации части прямых понесенных затрат связано с их сроками окупаемости. По данным Федерального агентства по рыболовству окупаемость проектов по созданию объектов по производству рыбных кормов составляет в среднем 7-8 лет. Компенсация части затрат на создание проектов в размере 20% позволит снизить срок окупаемости на 2,5-3 года, что повысит инвестиционную привлекательность по локализации мощностей по производству отечественных кормов на территории Российской Федерации.
Вместе с тем с целью решения предлагаемых задач в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко (пункт 8 протокола совещания от 2 марта 2022 г. N ВА-П11-26) Росрыболовством совместно с Минсельхозом России, представителями отраслевой науки, представителями отраслевого бизнес-сообщества организована работа по развитию производства специализированных рыбных кормов и их составляющих, предусматривавшая в период с 2023 по 2027 года поэтапный ввод предприятий общей мощностью производства порядка 220 тыс. тонн специализированных рыбных кормов в год.
По результатам анализа рынка 2021 года для производства 137 тыс. тонн лососевых видов рыб потребовалось порядка 170 тыс. тонн кормов, из которых только 20 тыс. тонн произведено в России.
В случае реализации предлагаемой меры готовность к строительству и вводу в эксплуатацию в период с 2023 г. по 2027 г. девяти новых заводов по производству специализированных рыбных кормов (далее - предприятия) на общую мощность более 220 тыс. тонн в год выразили семь отечественных компаний.
Реализация в 2027 году обозначенных проектов по производству рыбных кормов общим объемом 220 тыс. тонн в год позволит закрыть потребность для запланированного на 2028 год объема производства (выращивания) ценных видов рыб.
Общая стоимость заявленных регионами инвестиционных проектов за период с 2023 по 2027 годы оценивается в 11,6 млрд рублей.
По предварительной информации субъектов Российской Федерации общая стоимость инвестиционных проектов, претендующих к получению данной меры государственной поддержки в 2023 году, составляет 2,5 млрд рублей. Потребность в средствах федерального бюджета составит порядка 513,3 млн рублей.
Также в целях устранения практики неоднозначной трактовки понятий "репродуктор первого порядка для производства родительских форм птицы яичного и мясного направлений продуктивности" и "репродуктор второго порядка для производства инкубационного яйца финального гибрида птицы яичного и мясного направлений продуктивности проектом постановления предлагается внести в указанные понятия соответствующие изменения.
После утверждения проекта постановления Правительством Российской Федерации данное постановление будет реализовываться в пределах ресурсного обеспечения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа).
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики в рамках реализации соответствующей меры государственной поддержки, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 Протокола о мерах государственной поддержки сельского хозяйства, приведенного в приложении N 29 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления направлен на достижение целей Государственной программы и не окажет влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
Проект постановления не содержит норм, касающихся соответствующих видов государственного контроля (надзора), видов разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.