Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237"
(подготовлен Минобороны России 31.05.2022 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" (далее соответственно - проект указа, Положение) подготовлен в целях приведения Положения в соответствие с нормами федеральных законов от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 29 ноября 2021 г. N 388-ФЗ "О внесении изменения в статью 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", от 30 декабря 2021 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в статью 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и от 28 мая 2022 г. N 147-ФЗ "О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Проектируемые положения проекта указа направлены на определение возрастного ценза для граждан (иностранных граждан), при котором им предоставляется право заключать первый контракт о прохождении военной службы, уточнение порядка заключения нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащими (гражданами, проходившими военную службу по контракту) в воинских званиях Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и желающими заключить новый контракт о прохождении военной службы.
Кроме того, проектом указа уточняется порядок прохождения военной службы руководителями федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, устраняется правовая неопределенность по вопросу переназначения военнослужащих, замещающих должности высших офицеров, в случае, если наименование воинской должности не изменилось, а изменилось (повысилось или понизилось) воинское звание, установленное по воинской должности.
Также проектом указа уточняются основания увольнения с военной службы, связанные с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащим или с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и определяется порядок увольнения с военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с:
непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
несоответствием установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов.
Проектом указа предлагается установить, что:
граждане (иностранные граждане) вправе заключать первый контракт о прохождении военной службы в возрасте с 18 лет;
с военнослужащими (гражданами, проходившими военную службу по контракту), имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, новый контракт может быть заключен на срок, установленный решением Президента Российской Федерации;
с военнослужащим, проходящим военную службу в должности руководителя федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и желающим продолжать прохождение военной службы, срок военной службы может быть продлен решением Президента Российской Федерации;
при повышении или понижении воинского звания, установленного по воинской должности, подлежащей замещению высшими офицерами, без изменения наименования воинской должности, повторное назначение военнослужащего, замещающего названную воинскую должность, не производится. При этом требуется согласие военнослужащего для прохождения военной службы в указанной должности;
при повышении воинского звания, установленного по воинской должности, подлежащей замещению высшими офицерами, без изменения наименования воинской должности, срок военной службы военнослужащего в воинской должности исчисляется с даты вступления в силу указа Президента Российской Федерации, которым по замещаемой им воинской должности установлено более высокое воинское звание;
военнослужащий, несоответствующий установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов, может быть назначен на воинскую должность, не связанную с осуществлением работ по эксплуатации ядерных боеприпасов.
военнослужащие, подлежащие увольнению по новым основаниям и не выслужившие на момент увольнения установленный срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Проект указа не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Указа Президента Российской Федерации не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.