Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления заготовки древесины государственными бюджетными и автономными учреждениями"
(подготовлен Минприроды России 31.05.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части осуществления заготовки древесины государственными бюджетными и автономными учреждениями" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере лесопользования.
Законопроект направлен на создание механизма экономической устойчивости государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, путем возможности осуществления рубки спелых и перестойных лесных насаждений на основании договоров купли-продажи лесных насаждений и их последующей реализации.
В настоящее время из 1 миллиарда 147 миллионов га земель лесного фонда 14 % (167 млн га) переданы в долгосрочную аренду для заготовки древесины. Арендаторами лесных участков на этой территории осуществляется не только заготовка древесины (169 млн куб. м. в 2017г.), но и выполняется комплекс мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
На остальной территории лесного фонда мероприятия по охране, защите и воспроизводству выполняются в рамках государственных заданий государственными учреждениями, созданными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для исполнения переданных полномочий в области лесных отношений, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Учреждение). В силу недостаточных объемов бюджетного финансового обеспечения Учреждениями выполняется не более 25% от необходимого объема мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Спелые и перестойные насаждения, не вовлеченные в рубку, не выполняют хозяйственную (ресурсы и доходы) и социальную (рабочие места, инфраструктура) функции, а эффективность экологических функций лесов существенно падает (процессы старения насаждений снижают устойчивость насаждений к воздействию вредных организмов, а накопление горючих материалов повышает риски утраты насаждений от пожаров).
Учреждения получают право осуществлять заготовку древесины на землях лесного фонда на основании договора купли-продажи лесных насаждений в случае, если заготовка такой древесины должна была проводиться на основании договора купли-продажи лесных насаждений, право на заключение которого являлось предметом аукциона в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса, не заключенного в связи с уклонением победителя аукциона от заключения такого договора, и отказа участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, либо в связи с признанием аукциона несостоявшимся в соответствии с пунктами 1, 4 части 6 статьи 79 Лесного кодекса.
Частью 5 статьи 119 Лесного кодекса установлено, что на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, что не позволяет осуществлять уход за лесами, направленный на сохранение средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иные полезных функций защитных лесов.
Законопроектом предлагается дополнить часть 5 статьи 119 Лесного кодекса положением, предусматривающим возможность осуществления на особо защитных участках лесов рубок ухода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.