Проект Приказа МЧС России "О порядке принятия МЧС России решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета"
(подготовлен МЧС России 31.05.2022 г.)
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 и абзацем первым пункта 10 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834*(1), руководствуясь положениями Правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1517*(2) (далее - Правила), а также Критериев невозможности реализации плана мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат, предусмотренных Правилами, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 792 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2022 г., регистрационный N 67139), приказываю:
Утвердить прилагаемый порядок принятия МЧС России решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Министр |
А.В. Куренков |
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от _______________ N ______
Порядок
принятия МЧС России решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета
1. Настоящий Порядок принятия МЧС России решений о списании затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета (далее - Порядок), устанавливает перечень мероприятий и документов, необходимых для подготовки, согласования и принятия соответствующего правового акта МЧС России о списании указанных затрат, размер которых составляет менее 3 млрд. рублей.
2. Решение о списании принимается в отношении затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, включая затраты на проектные и (или) изыскательские работы (далее - затраты), числящихся на балансе территориальных органов МЧС России и учреждений, находящихся в ведении МЧС России (далее - подразделения МЧС России), и в отношении которых утвержденным ведомственным планом снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства МЧС России (далее - план снижения) определена соответствующая целевая функция.
2.1. Решение о списании принимается также в отношении затрат, включающих в себя в том числе прочие работы и затраты федерального бюджета, понесенных подразделениями МЧС России в результате оплаты возмездных услуг в рамках заключенных государственных контрактов (договоров), не приведших к возведению (созданию) объектов основных средств*(3) (далее - затраты):
1) подготовка территории строительства (глава 1):
получение исходных данных и условий для подготовки проектной документации;
затраты, связанные с получением (разработкой) исходных данных и специальных технических условий для подготовки проектной документации, проведением необходимых согласований по проектным решениям;
затраты, связанные с проведением геодезических работ, выполняемых на территории строительства до начала строительства (вынос в натуру границ участка строительства, осей контура строительства зданий сооружений и трасс осей подземных сетей инженерно-технического обеспечения, знаки и пункты в земле или створы осей на близлежащих капитальных строениях);
затраты, связанные с оформлением прав владения и пользования на земельные участки (затраты на отвод земельного участка (приобретение в собственность земельных участков для строительства, аренда в период архитектурно-строительного проектирования и (или) строительства), плата за сервитут, возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий, земельный налог на период строительства, плата за пользование водными объектами или их частями.
2) прочие работы и затраты (глава 9):
затраты на проведение пусконаладочных работ;
затраты по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также технический надзор собственников (владельцев) указанных сетей инженерно-технического обеспечения;
затраты по размещению, утилизации и (или) обезвреживанию отходов строительного производства (строительного мусора, грунта и прочих отходов,в том числе загрязненных опасными веществами);
плата за негативное воздействие на окружающую среду (затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения);
затраты на научно-техническое сопровождение строительства зданий или сооружений, мониторинг компонентов окружающей среды, геотехнический мониторинг (состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения) и другие виды мониторинга, предусмотренные нормативными документами по стандартизации;
затраты, связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства;
затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка,на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностика зданий и сооружений (в случае, если указанные затраты носят обязательный характер и необходимость их учета определена общими положениями ГЭСН (ФЕР)), а также другие затраты, в том числе необходимые для подтверждения безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях по показателям в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности зданий и сооружений, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования).
3) содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10):
содержание службы заказчика;
строительный контроль;
авторский надзор.
4) публичный технологический и ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы (глава 12).
3. Решение о списании затрат (далее - решение о списании) принимается при наличии следующих оснований:
1) вложения произведены в проектные и (или) изыскательские работы,по результатам которых проектная документация не утверждена или утверждена более пяти лет назад, но не включена в реестр типовой проектной документации*(4),*(5),*(6) или не признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования*(7),*(8);
2) отсутствие оснований для государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства, в отношении которых произведены затраты,в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
4. Формирование, проверка и направление в МЧС России документов,а также последующее списание затрат осуществляется комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в подразделении МЧС России, являющемся балансодержателем затрат, в полномочия которой входит рассмотрение вопросов их выбытия (далее - комиссия подразделения МЧС России). Состав и положение о комиссии подразделения МЧС России утверждаются приказом его руководителя.
Все представляемые в МЧС России копии документов должны быть заверены подписью руководителя (либо лица его замещающего) и печатью подразделения МЧС России.
Копии электронных документов представляются в виде файлов в формате pdf, не превышающих предельного размера в 100 мегабайт. В случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом "Фрагмент" и порядковым номером файла, полученного в результате деления.
В случаях, когда оригинал документа имеется в подразделении МЧС России на бумажном носителе допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием режима "цветной" или "режим полной цветопередачи".
В представленных документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений, арифметических и грамматических ошибок, использование сокращений слов и аббревиатур, не установленных законодательством Российской Федерации.
Копии электронных документов формируются в папки с соблюдением нумерации, установленной настоящим Порядком.
5. Для подготовки проекта решения о списании подразделения МЧС России представляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России (далее - СП ЦА), обеспечивающее выполнение задач по планированию и организации капитального строительства, а также по реализации мероприятий снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства в системе МЧС России (далее - координирующее СП ЦА), следующие сведения и документы:
1) наименование объекта, на создание которого произведены затраты;
2) первичная учетная документация по учету работ в капитальном строительстве при наличии таких документов (акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14), товарные накладные по форме N ТОРГ-12, иные документы);
3) размер произведенных затрат;
4) год начала осуществления произведенных затрат.
5.1. Помимо документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, подразделения МЧС России представляют в координирующее СП ЦА иные документы и пояснительные материалы:
1) ходатайство руководителя подразделения МЧС России о согласовании списания затрат с указанием оснований для списания, а также причин непредоставления или невозможности предоставления документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
2) информационно-аналитические материалы с указанием:
полной сметной (договорной) стоимости объекта, на создание которого произведены затраты;
реквизитов и цен государственных контрактов (договоров), в соответствии с которыми произведены затраты (с приложением их копий);
наименований, ИНН и КПП проектных или иных организаций с подтверждением статуса фактического осуществления ими хозяйственной деятельности (приложение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной не позднее, чем за 30 календарных дней до дня предоставления документов);
даты утверждения задания на проектирование объекта, на создание которого произведены затраты, и (или) технико-экономического обоснования (с приложением их копий);
предполагаемых и фактических сроков осуществления затрат;
видов и стадии выполненных проектных и (или) изыскательских работ,а также прочих работ и затрат;
сведений о наличии земельного участка для размещения объекта, на создание которого произведены затраты, а также о статусе государственной регистрации вещных прав на него (либо иных оснований и документов о согласовании предполагаемого места размещения объекта);
даты и номера документа об утверждении градостроительного плана земельного участка с указанием органа, выдавшего указанный документ (при наличии);
даты и номера полученных заключений (положительных и (или) отрицательных) государственной экспертизы (при наличии) по проектной документации и результатам инженерных изысканий, а также по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства (с приложением их копий);
причин и даты приостановки работ в случае, если работы не были завершены;
3) справка о числящихся в бухгалтерском (бюджетном) учете сумм фактически произведенных затрат, подписанная начальником финансово-экономического управления (отдела, отделения, службы) и руководителем подразделения МЧС России с выделением размеров затрат, произведенных за счет средств федерального бюджета, и распределением их по видам (проектные и (или) изыскательские работы, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, включенного в смету строительства объекта капитального строительства, прочие работы и затраты, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка);
4) копии документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг в рамках произведенных затрат (при наличии);
5) копия акта о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству по форме КС-18 (при наличии);
6) копия или выписка из приказа об утверждении положения о комиссии подразделения МЧС России и ее составе (с приложением копий протоколов заседаний);
7) проект акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
8) копии актов сверки взаимных расчетов (при наличии) с проектными или иными организациями, составленных на дату исполнения (расторжения) государственных контрактов (договоров);
9) копии документов, подтверждающих отсутствие обязательств, расторжение (исполнение) государственных контрактов (договоров);
10) копии правоустанавливающих и (или) иных документов на земельный участок для размещения объекта, на создание которого произведены затраты;
11) справка за подписью руководителя подразделения МЧС России с предложениями по дальнейшему использованию земельных участков,на котором предполагалось размещение объекта, на создание которого произведены затраты;
12) обоснование невозможности и (или) нецелесообразности осуществления дальнейших затрат;
13) финансово-экономическое обоснование принимаемого решения.
6. Руководитель подразделения МЧС России обеспечивает:
1) сверку и анализ документов, указанных в пунктах 5 и 5.1 настоящего Порядка и имеющихся в распоряжении подразделения МЧС России, устанавливает факт их наличия (отсутствия), а также причины отсутствия;
2) анализ наличия (отсутствия) обязательств по расчетам между сторонами государственных контрактов (договоров), степень их исполнения, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также иных положений гражданского законодательства при расторжении государственных контрактов (договоров);
3) проверку корректного и достоверного отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете фактически осуществленных расчетов и затрат;
4) совершение иных действий, необходимых для обеспечения работы комиссии подразделения МЧС России.
7. В случае необходимости для участия в заседаниях комиссии подразделения МЧС России по решению ее председателя на основании предложений одного и (или) нескольких ее членов на безвозмездной основе могут привлекаться эксперты (экспертные организации) в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также в иных областях градостроительной деятельности.
8. Координирующее СП ЦА осуществляет проверку полноты предоставленного подразделением МЧС России комплекта документов, правильность их оформления и по мере накопления документов, предоставленных другими подразделениями МЧС России, но не позднее 30 календарных дней с момента их поступления в координирующее СП ЦА, организует их рассмотрение на заседании комиссии по организации мероприятий по выявлению и снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в системе МЧС России (далее - комиссия МЧС России).
При одновременном поступлении в координирующее СП ЦА более 10 (десяти) комлектов документов, их рассмотрение осуществляется по отдельному графику, утверждаемым председателем комиссии МЧС России.
При рассылке комлектов документов координирующее СП ЦА информирует участников заседания комиссии МЧС России об их соответствии положениям настоящего Порядка.
9. В случае необходимости для участия в заседаниях комиссии МЧС России на основании предложений координирующего СП ЦА, а также одного и (или) нескольких ее членов, по решению председателя комиссии МЧС России на безвозмездной основе могут привлекаться эксперты (экспертные организации) в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также в иных областях градостроительной деятельности.
10. В случае отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пунктах 5 и 5.1 настоящего Порядка, а также пояснений причин их непредоставления, комплект документов координирующим СП ЦА возвращается подразделению МЧС России на доработку.
11. Комплект документов координирующим СП ЦА также возвращается подразделению МЧС России без рассмотрения в случае установления в утвержденном плане снижения иной целевой функции в отношении объекта,на создание которого произведены затраты.
12. Рассмотрение комплекта документов на заседании комиссии МЧС России осуществляется с обязательным приглашением заказывающего СП ЦА, осуществляющего контроль и координацию соответствующих направлений деятельности в отношении объекта, на создание которого произведены затраты (далее заказывающее СП ЦА).
13. По итогам заседания комиссии МЧС России принимается одно из следующих решений:
1) возможность согласования списания затрат с включением в проект решения о списании, а также его направление для дальнейшего согласования в соответствии с настоящим Порядком;
2) отказ в согласовании списания затрат с включением в проект решения о списании в связи с наличием предложений заказывающего СП ЦА о дальнейшем использовании результатов произведенных затрат.
14. В случае принятия комиссией МЧС России решения о возможности согласования списания затрат с включением в проект решения о списании координирующее СП ЦА после подписания протокола заседания комиссии МЧС России осуществляет подготовку и дальнейшее согласование в соответствии с настоящим Порядком:
проекта решения;
пояснительных материалов, содержащих обоснование невозможности и (или) нецелесообразности осуществления дальнейших затрат;
финансово-экономического обоснования принимаемого решения.
15. Проект решения о списании должен содержать следующие сведения:
1) наименование юридического лица, в бухгалтерском учете которого учтены произведенные капитальные вложения;
2) общий размер произведенных затрат с выделением размера затрат, произведенных за счет средств федерального бюджета, и распределение их по видам (проектные и (или) изыскательские работы, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, включенного в смету строительства объекта капитального строительства, прочие работы и затраты, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка) (при наличии такой информации);
3) период, в течение которого производились затраты.
16. Проект решения о списании с пояснительными материалами, содержащими обоснование невозможности и (или) нецелесообразности осуществления дальнейших затрат, а также с финансово-экономическим обоснованием принимаемого решения, подготовленными координирующим СП ЦА, вместе с документами, указанными в пунктах 5 и 5.1 настоящего Порядка, на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное казначейство (далее - ФОИВ) за подписью заместителя Министра, осуществляющего контроль и координацию соответствующего направления деятельности, в соответствии с распределением обязанностей.
17. В случае отсутствия ответов ФОИВ по истечении 14 календарных дней проект решения о списании считается согласованным.
18. При принятии ФОИВ решения об отказе в согласовании проекта решения о списании по причине отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, а также по причине отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, координирующее СП ЦА уведомляет подразделение МЧС России о необходимости устранения указанного основания и после получения от подразделения МЧС России дополнительных сведений и (или) документов повторно направляет доработанный проект решения о списании на согласование в ФОИВ.
19. При принятии одним из ФОИВ решения об отказе в согласовании проекта решения о списании в связи с наличием предложений ФОИВ о дальнейшем использовании результатов произведенных затрат координирующим СП ЦА совместно с заказывающим СП ЦА и подразделением МЧС России в течение 30 календарных дней со дня получения указанного решения разрабатывается и направляется на утверждение заместителю Министра, осуществляющему контроль и координацию соответствующего направления деятельности, в соответствии с распределением обязанностей, план мероприятий по дальнейшему использованию результатов произведенных затрат с указанием сроков реализации соответствующих мероприятий (далее - план использования).
20. В случае невозможности реализации указанного в пункте 19 настоящего Порядка плана использования координирующим СП ЦА на заседание комиссии МЧС России повторно выносится вопрос о списании затрат в соответствии с настоящим Порядком.
21. Критериями невозможности реализации плана использования являются*(9):
1) перенос более двух раз изначально установленного планового срока реализации плана использования, повлекший увеличение срока реализации плана использования более чем в два раза по сравнению с изначально установленным, при условии, что подразделением МЧС России совместно с координирующим и заказывающим СП ЦА приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения его своевременной реализации (при наличии документального подтверждения предпринятых мер);
2) фактическое невыполнение более 80 процентов мероприятий (событий) плана использования по истечении планового срока реализации указанного плана (при наличии документов, подтверждающих, что подразделением МЧС России совместно с координирующим и заказывающим СП ЦА приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения его своевременной реализации).
22. После согласования ФОИВ проекта решения о списании координирующим СП ЦА в установленном порядке обеспечивается подготовка, согласование и направление на подпись Министру соответствующего правового акта МЧС России (распоряжение МЧС России), который после его принятия направляется посредством системы электронного документооборота в СП ЦА, обеспечивающее реализацию полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности МЧС России (далее - финансово-экономическое СП ЦА),и подразделению МЧС России.
23. На основании указанного правового акта МЧС России подразделением МЧС России в соответствии с приказом его руководителя осуществляется списание затрат с составлением акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104), которое отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
24. После осуществления списания затрат копии документов, подтверждающих указанное списание, в течение пяти рабочих дней направляются подразделением МЧС России в координирующее и финансово-экономическое СП ЦА.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402; 2021, N 31, ст. 5934.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6626.
*(3) Пункт 138 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр, а также главами 1, 9, 10 и 12 сводного сметного расчета стоимости строительства и Перечня работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета (приложение N 9 к Методике).
*(4) Статья 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 278 "Об утверждении Правил принятия решения о признании проектной документации типовой проектной документацией и отмены такого решения, Правил использования типовой проектной документации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 278).
*(6) Приказ Минстроя России от 2 марта 2022 г. N 135/пр "Об утверждении критериев, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о применении типовой проектной документации, и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам применения типовой проектной документации" (зарегистрирован Минюстом России 15 апреля 2022 г. N 68218).
*(7) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 389 "О порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования" (вместе с "Правилами признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования") - документ утратил силу в связи с изданием ПП РФ N 278.
*(8) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации" пункты 2 - 13 утратили силу в связи с изданием ПП РФ N 278.
*(9) Критерии невозможности реализации плана мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат, предусмотренных Правилами, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2022 г. N 67139).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.