Проект Приказа МЧС России "О порядке принятия МЧС России решений о списании объектов незавершенного строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета"
(подготовлен МЧС России 31.05.2022 г.)
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 и абзацем первым пункта 10 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834*(1), руководствуясь положениями Правил принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1517*(2) (далее - Правила), а также Критериев невозможности реализации плана мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат, предусмотренных Правилами, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 792 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2022 г., регистрационный N 67139), приказываю
Утвердить прилагаемый порядок принятия МЧС России решений о списании объектов незавершенного строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Министр |
А.В. Куренков |
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от _______________ N ______
Порядок
принятия МЧС России решений о списании объектов незавершенного строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета
1. Настоящий Порядок принятия МЧС России решений о списании объектов незавершенного строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета (далее Порядок), устанавливает перечень мероприятий и документов, необходимых для подготовки, согласования и принятия соответствующего правового акта о списании указанных объектов незавершенного строительства (далее - ОНС).
2. Решение о списании принимается в отношении ОНС, права собственности Российской Федерации на которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации*(3), числящихся на балансе территориальных органов МЧС России и учреждений, находящихся в ведении МЧС России (далее - подразделения МЧС России), закрепленных в установленном порядке на праве оперативного управления за подразделениями МЧС России, а также в отношении которых утвержденным ведомственным планом снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства МЧС России (далее - план снижения) определена соответствующая целевая функция.
3. Решение о списании ОНС (далее - решение о списании) принимается при наличии следующих оснований:
1) отсутствие оснований для приватизации ОНС, предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");
2) отказ единого института развития в жилищной сфере АО "ДОМ.РФ" в подготовке предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
3) отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен ОНС, от безвозмездного принятия ОНС.
4. Для принятия решения о списании подразделением МЧС России в обязательном порядке проводится независимая строительно-техническая экспертиза с целью определения действительного технического состояния строительных конструкций и элементов ОНС, получения количественной оценки фактических показателей их качества (запаса прочности, дефектов, снижающих несущую способность и др.) с учетом изменений, произошедших во времени, выявления и оценки повреждений, полученных в результате прекращения строительства (реконструкции) и отсутствия мероприятий по консервации.
Выполнение указанных работ должно производиться в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд*(4) силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, являющихся членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, независимо от начальной (максимальной) цены контрактов на выполнение (оказание) указанных работ (услуг)*(5).
5. Решение о списании принимается в форме:
1) правового акта Правительства Российской Федерации, в случае если размер затрат на создание ОНС составляет 3 млрд. рублей и более;
2) правового акта МЧС России, в случае если размер затрат на создание ОНС составляет менее 3 млрд. рублей.
6. Формирование, проверка и направление в МЧС России документов,а также последующее списание ОНС осуществляется комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в подразделении МЧС России, являющемся балансодержателем ОНС, в полномочия которой входит рассмотрение вопросов их выбытия (далее - комиссия подразделения МЧС России). Состав и положение о комиссии подразделения МЧС России утверждаются приказом его руководителя.
Все представляемые в МЧС России копии документов должны быть заверены подписью руководителя (либо лица его замещающего) и печатью подразделения МЧС России.
Копии электронных документов представляются в виде файлов в формате pdf, не превышающих предельного размера в 100 мегабайт. В случае превышения предельного размера, документ делится на несколько, название каждого файла дополняется словом "Фрагмент" и порядковым номером файла, полученного в результате деления.
В случаях, когда оригинал документа имеется в подразделении МЧС России на бумажном носителе допускается формирование электронного документа путем сканирования непосредственно с оригинала документа (использование копий не допускается), которое осуществляется с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1) с использованием режима "цветной" или "режим полной цветопередачи".
В представленных документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений, арифметических и грамматических ошибок, использование сокращений слов и аббревиатур, не установленных законодательством Российской Федерации.
Копии электронных документов формируются в папки с соблюдением нумерации, установленной настоящим Порядком.
7. Для подготовки проекта решения о списании подразделения МЧС России представляют в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России (далее - СП ЦА), обеспечивающее выполнение задач по планированию и организации капитального строительства, а также по реализации мероприятий снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства в системе МЧС России (далее - координирующее СП ЦА), следующие сведения и документы:
1) наименование и местоположение ОНС;
2) инвентарный (учетный) номер ОНС (при наличии);
3) кадастровый номер ОНС;
4) реестровый номер федерального имущества;
5) год начала строительства ОНС;
6) балансовая стоимость ОНС на день принятия решения о списании объекта недвижимого имущества;
7) кадастровая стоимость ОНС;
8) выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выданные в отношении ОНС (в том числе по каждому зданию и сооружению, входящим в состав комплекса ОНС), выданные не позднее чем за 30 календарных дней до дня предоставления в МЧС России документов;
9) выписки из реестра федерального имущества об объекте недвижимого имущества, выданные в отношении ОНС (в том числе по каждому зданию и сооружению, входящим в состав комплекса ОНС), выданные не позднее чем за 30 календарных дней до дня предоставления в МЧС России документов;
10) сроки и расчет объема средств, необходимых для осуществления сноса ОНС и (или) утилизации строительных отходов и рекультивации земельного участка, на котором находился ОНС.
7.1. Помимо документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, подразделения МЧС России представляют в координирующее СП ЦА иные документы и пояснительные материалы:
1) ходатайство руководителя подразделения МЧС России о согласовании списания ОНС с указанием оснований для списания, а также причин непредоставления или невозможности предоставления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
2) информационно-аналитические материалы с указанием:
общей строительной (технической) готовности ОНС;
перечня зданий и сооружений, входящих в состав комплекса ОНС,их инвентарных (учетных) и кадастровых номеров (в случае их присвоения), технико-экономических показателей и строительной (технической) готовности каждого из указанных зданий и сооружений;
даты и номера полученных заключений (положительных и (или) отрицательных) государственной экспертизы (при наличии) по проектной документации и результатам инженерных изысканий, а также по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства (с приложением их копий);
полной сметной (договорной) стоимости ОНС;
реквизитов и цен государственных контрактов (договоров), в соответствии с которыми произведены капитальные вложения в ОНС (с приложением их копий);
наименований, ИНН и КПП организаций, выполнявших работы,с подтверждением статуса их фактического осуществления деятельности (приложение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, сформированной не позднее, чем за 30 календарных дней до дня предоставления документов);
года начала и прекращения строительства (реконструкции) ОНС;
информации об общих объемах финансирования работ (капитальных вложений) по ОНС с расшифровкой по годам и направлений расходов (при наличии);
сведений, подтверждающих принятие мер (с приложением копий документов) по оформлению вещных прав на земельные участки (в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельные участки и выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, подтверждающих факт государственной регистрации прав собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования подразделения МЧС России на земельные участки);
даты и номера полученных разрешений на строительство ОНС (при наличии) с указанием органов, выдавших указанные разрешения (с приложением их копий);
причин прекращения работ (с приложением копий подтверждающих документов);
справочных данных о годовых объемах денежных средств, используемых на содержание ОНС;
3) справка о числящихся в бухгалтерском (бюджетном) учете сумм фактически произведенных капитальных вложений в ОНС с расшифровкой по годам и направлений расходов, подписанная финансово-экономического управления (отдела, отделения, службы) и руководителем подразделения МЧС России;
4) копия или выписка из приказа об утверждении положения о комиссии подразделения МЧС России и ее составе (с приложением копий протоколов заседаний);
5) проект акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
6) копии актов сверки взаимных расчетов (при наличии) с организациями, выполнявшими работы, составленных на дату исполнения (расторжения) государственных контрактов (договоров);
7) копии документов, подтверждающих оплату товаров, работ, услуг в рамках фактически произведенных капитальных вложений в ОНС (при наличии);
8) копии документов, подтверждающих отсутствие обязательств, расторжение (исполнение) государственных контрактов (договоров), заверенных подписью руководителя и печатью подразделения МЧС России;
9) копии правоустанавливающих и (или) иных документов на земельный участок, на котором размещен ОНС;
10) копия заключения о техническом состоянии ОНС, выданного специализированной организацией, являющейся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, с приложением копий документов, подтверждающих полномочия организации, подготовившей указанное заключение,по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;
11) схематическое изображение земельного участка с прилегающей к нему территорией, отображаемой с наложением фотографий со спутника (в том числе с указанием номера квартала и основных характеристик земельного участка, его границ, контуров зданий и сооружений, входящих в состав комплекса ОНС, и расположенных в пределах земельного участка), действительное на момент направления в МЧС России;
12) копии технических планов зданий и сооружений, входящих в состав комплекса ОНС;
13) материалы фотосъемки территории, а также зданий и сооружений, входящих в состав комплекса ОНС (внешний и внутренний виды), действительные на момент направления в МЧС России и содержащие даты фотоснимков;
14) справка за подписью руководителя подразделения МЧС России с предложениями по дальнейшему использованию земельных участков, высвобождающихся после сноса (демонтажа) ОНС;
15) первичная учетная документация по учету работ в капитальном строительстве при наличии таких документов (акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), иные документы);
16) копия акта о приостановлении строительства по форме КС-17 (при наличии);
17) копия решения (при наличии) об осуществлении капитальных вложений,в соответствии с которым осуществлялось финансовое обеспечение ОНС за счет средств федерального бюджета;
18) копии переписки с единым институтом развития в жилищной сфере АО "ДОМ.РФ" об отказе подготовки предложений в отношении ОНС в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
19) копии переписки об отказах органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен ОНС, от безвозмездного принятия ОНС;
20) копии переписки с территориальным органом Росимущества по субъекту Российской Федерации, в границах которого расположен ОНС,об отказе (отсутствии оснований для) включения ОНС в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;
21) обоснование невозможности и (или) нецелесообразности завершения строительства ОНС;
22) финансово-экономическое обоснование принимаемого решения.
8. Руководитель подразделения МЧС России обеспечивает:
1) сверку и анализ документов, указанных в пунктах 7 и 7.1 настоящего Порядка и имеющихся в распоряжении подразделения МЧС России, устанавливает факт их наличия (отсутствия), а также причины отсутствия;
2) анализ наличия (отсутствия) обязательств по расчетам между сторонами государственных контрактов (договоров), степень их исполнения, соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также иных положений гражданского законодательства при расторжении государственных контрактов (договоров);
3) проверку корректного и достоверного отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете фактически произведенных капитальных вложений в ОНС;
4) совершение иных действий, необходимых для обеспечения работы комиссии подразделения МЧС России.
9. В случае необходимости для участия в заседаниях комиссии подразделения МЧС России по решению ее председателя на основании предложений одного и (или) нескольких ее членов на безвозмездной основе могут привлекаться эксперты (экспертные организации) в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также в иных областях градостроительной деятельности.
10. Координирующее СП ЦА осуществляет проверку полноты предоставленного подразделением МЧС России комплекта документов, правильность их оформления и по мере накопления документов, предоставленных другими подразделениями МЧС России, но не позднее 30 календарных дней с момента их поступления в координирующее СП ЦА, организует их рассмотрение на заседании комиссии по организации мероприятий по выявлению и снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства в системе МЧС России (далее - комиссия МЧС России).
При одновременном поступлении в координирующее СП ЦА более 10 комлектов документов, их рассмотрение осуществляется по отдельному графику, утверждаемым председателем комиссии МЧС России.
При рассылке комлектов документов координирующее СП ЦА информирует участников заседания комиссии МЧС России об их соответствии положениям настоящего Порядка.
11. В случае необходимости для участия в заседаниях комиссии МЧС России на основании предложений координирующего СП ЦА, а также одного и (или) нескольких ее членов, по решению председателя комиссии МЧС России на безвозмездной основе могут привлекаться эксперты (экспертные организации) в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также в иных областях градостроительной деятельности.
12. В случае отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пунктах 7 и 7.1 настоящего Порядка, а также пояснений причин их непредоставления, комплект документов координирующим СП ЦА возвращается подразделению МЧС России на доработку.
13. Комплект документов координирующим СП ЦА также возвращается подразделению МЧС России без рассмотрения в случае установления в утвержденном плане снижения иной целевой функции в отношении ОНС.
14. Рассмотрение комплекта документов на заседании комиссии МЧС России осуществляется с обязательным приглашением заказывающего СП ЦА, осуществляющего контроль и координацию соответствующих направлений деятельности в отношении ОНС (далее заказывающее СП ЦА).
15. По итогам заседания комиссии МЧС России принимается одно из следующих решений:
1) возможность согласования списания ОНС с включением в проект решения о списании, а также его направление для дальнейшего согласования в соответствии с настоящим Порядком;
2) отказ в согласовании списания ОНС с включением в проект решения о списании в связи с наличием предложений заказывающего СП ЦА о дальнейшем использовании ОНС.
16. В случае принятия комиссией МЧС России решения о возможности согласования списания ОНС с включением в проект решения о списании координирующее СП ЦА после подписания протокола заседания комиссии МЧС России осуществляет подготовку и дальнейшее согласование в соответствии с настоящим Порядком:
проекта решения;
пояснительных материалов, содержащих обоснование невозможности и (или) нецелесообразности завершения строительства ОНС;
финансово-экономического обоснования принимаемого решения.
17. Проект решения о списании должен содержать следующие сведения:
1) наименование ОНС, а также его местоположение, кадастровый номер и реестровый номер федерального имущества;
2) решение о необходимости сноса ОНС и (или) утилизации строительных отходов и рекультивации земельного участка, на котором находился ОНС, содержащее сроки и расчет объема средств, необходимых для осуществления указанных мероприятий, и (или) решение о внесении изменений в решение об осуществлении капитальных вложений, в соответствии с которым осуществлялось финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета (при наличии такого решения).
18. Проект решения о списании с пояснительными материалами, содержащими обоснование невозможности и (или) нецелесообразности завершения строительства ОНС, а также с финансово-экономическим обоснованием принимаемого решения, подготовленными координирующим СП ЦА, вместе с документами, указанными в пунктах 7 и 7.1 настоящего Порядка, направляется на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное казначейство (далее ФОИВ) за подписью заместителя Министра, осуществляющего контроль и координацию соответствующего направления деятельности, в соответствии с распределением обязанностей.
19. В случае отсутствия ответов ФОИВ по истечении 14 календарных дней проект решения о списании считается согласованным.
20. При принятии ФОИВ решения об отказе в согласовании проекта решения о списании по причине отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, а также по причине отсутствия сведений и (или) документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, координирующее СП ЦА уведомляет подразделение МЧС России о необходимости устранения указанного основания и после получения от подразделения МЧС России дополнительных сведений и (или) документов повторно направляет доработанный проект решения о списании на согласование в ФОИВ.
21. При принятии одним из ФОИВ решения об отказе в согласовании проекта решения о списании в связи с наличием предложений ФОИВ о дальнейшем использовании ОНС, координирующим СП ЦА совместно с заказывающим СП ЦА и подразделением МЧС России в течение 30 календарных дней со дня получения указанного решения разрабатывается план мероприятий по дальнейшему использованию ОНС с указанием сроков реализации соответствующих мероприятий (далее - план использования) и направляется на утверждение:
1) в Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка;
2) заместителю Министра, осуществляющему контроль и координацию соответствующего направления деятельности, в соответствии с распределением обязанностей, в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 5 настоящего Порядка.
22. В случае невозможности реализации указанного в пункте 21 настоящего Порядка плана использования координирующим СП ЦА на заседание комиссии МЧС России повторно выносится вопрос о списании ОНС в соответствии с настоящим Порядком.
23. Критериями невозможности реализации плана использования являются*(6):
1) перенос более двух раз изначально установленного планового срока реализации плана использования, повлекший увеличение срока реализации плана использования более чем в два раза по сравнению с изначально установленным, при условии, что подразделением МЧС России совместно с координирующим и заказывающим СП ЦА приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения его своевременной реализации (при наличии документального подтверждения предпринятых мер);
2) фактическое невыполнение более 80 процентов мероприятий (событий) плана использования по истечении планового срока реализации указанного плана (при наличии документов, подтверждающих, что подразделением МЧС России совместно с координирующим и заказывающим СП ЦА приняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения его своевременной реализации).
24. После согласования ФОИВ проекта решения о списании координирующим СП ЦА в установленном порядке обеспечивается подготовка, согласование и направление:
1) в Правительство Российской Федерации проекта правового акта Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 5 настоящего Порядка, с приложением пояснительных материалов, содержащих обоснование невозможности и (или) нецелесообразности завершения строительства ОНС, финансово-экономического обоснования принимаемого решения, а также документов, указанных в пунктах 7 и 7.1 настоящего Порядка;
2) на подпись Министру в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 5 настоящего Порядка, соответствующего правового акта МЧС России (распоряжение МЧС России).
25. Соответствующий правовой акт, указанный в пункте 24 настоящего Порядка, после его принятия направляется посредством системы электронного документооборота в СП ЦА, обеспечивающее реализацию полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и формирование сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности МЧС России (далее - финансово-экономическое СП ЦА), и подразделению МЧС России.
26. В случае невозможности реализации плана использования, указанного в пункте 21 настоящего Порядка и утвержденного Правительством Российской Федерации, координирующим СП ЦА при принятии комиссией МЧС России соответствующего решения направляется в Правительство Российской Федерации предложение о списании ОНС с приложением проекта соответствующего акта Правительства Российской Федерации и пояснением возникших обстоятельств.
27. На основании утвержденного правового акта, указанного в пункте 24 настоящего Порядка, подразделением МЧС России в соответствии с приказом его руководителя осуществляется списание ОНС с составлением акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104), которое отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28. После осуществления списания ОНС копии документов, подтверждающих указанное списание, в течение пяти рабочих дней направляются подразделением МЧС России в координирующее и финансово-экономическое СП ЦА.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402; 2021, N 31, ст. 5934.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6626
*(3) В соответствии с положениями статей 14 и 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
*(4) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(5) В соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 1984-ст).
*(6) Критерии невозможности реализации плана мероприятий по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства или результатов произведенных затрат, предусмотренных Правилами, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 24 декабря 2021 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2022 г. N 67139).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.