Проект Приказа МЧС России "О функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроляи прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен МЧС России 01.06.2022 г.)
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*(1), прикаываю:
Утвердить Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению.
Министр |
А.В. Куренков |
УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от _________ 2022 N _____
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема МП ЧС) определяет организацию, цели, задачи, функции, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы МП ЧС.
1.2 Организация деятельности функциональной подсистемы МП ЧС.
Деятельность функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Деятельность функциональной подсистемы МП ЧС включает в себя планирование, организацию подготовки и проведение мероприятий по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и обеспечивает постоянную готовность сил и средств функциональной подсистемы МП ЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации.
2. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы МП ЧС
2.1. Целью деятельности функциональной подсистемы МП ЧС является:
Предотвращение возникновения и (или) минимизация последствий чрезвычайной ситуации путем осуществления регулярного мониторинга состояния окружающей среды и своевременного доведения прогноза до органов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления о вероятности и развитии чрезвычайной ситуации на основе анализа ее источника и причин возникновения.
2.2. Задачи функциональной подсистемы МП ЧС:
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
выработка предложений и разработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
2.3. Функции (мероприятия) функциональной подсистемы МП ЧС:
организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий;
создание, развитие и внедрение технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
разработка предложений по повышению эффективности функционирования и дальнейшему развитию систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
повышение эффективности технологий мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций путем внедрения в них результатов современных научных достижений;
создание и совершенствование научно-методической базы для обоснования и разработки автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (в том числе космических);
разработка и совершенствование методов анализа и управления рисками чрезвычайных ситуаций;
разработка предложений по внедрению полученных результатов научно-исследовательских и научно-практических работ в системе МЧС России и РСЧС, а также в рамках международного взаимодействия;
подготовка специалистов в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, повышения их квалификации.
3. Организация управления функциональной подсистемы МП ЧС
На каждом уровне функциональной подсистемы МП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля (мониторинга чрезвычайных ситуаций), а также резервы материальных и финансовых средств, системы информационного обеспечения, связи и оповещения.
3.1. Координационным органом функциональной подсистемы МП ЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях является Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
3.2. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
на федеральном уровне - уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов.
на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
3.3. Органами повседневного управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
на федеральном уровне - структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее функции органа повседневного управления МЧС России и обеспечивающие координацию деятельности органов управления РСЧС на федеральном уровне;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов.
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
3.4. Управление функциональной подсистемой организуется с повседневных и подвижных пунктов управления.
4. Силы и средства функциональной подсистемы МП ЧС
Привлечение сил и средств функциональной подсистемы МП ЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций:
федерального (межрегионального) характера осуществляется в соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
регионального характера - установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций.
4.1. Силами и средствами функциональной подсистемы МП ЧС являются:
на федеральном уровне - федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий), осуществляющее методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, осуществляющее функции органа повседневного управления МЧС России и обеспечивающие координацию деятельности органов управления РСЧС на федеральном уровне, учреждения МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
на межрегиональном уровне - структурные подразделения, осуществляющие функции по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов, учреждения МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - структурные подразделения, осуществляющие функции по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, учреждения МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
5. Режимы функционирования функциональной подсистемы МП ЧС и мероприятия, проводимые органами управления и силами
5.1. Органы управления и силы функциональной подсистемы МП ЧС функционируют в режимах:
повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации функциональная подсистема МП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.
Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы МП ЧС в режиме повседневной деятельности:
нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы МП ЧС;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;
подготовка и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствий с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;
разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
поддержание готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
организация работы по повышению квалификации сотрудников, задействованных в функциональной подсистеме МП ЧС;
участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
осуществление лабораторного контроля за химической и радиационной обстановкой на территории Российской Федерации в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;
проведение оперативных радиометрических, химических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья.
5.3. Перевод функциональной подсистемы МП ЧС в режим повышенной готовности осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794*(2), (далее - Положением о РСЧС).
Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы МП ЧС в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;
разработка вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайной ситуации;
проведение уточняющих расчетов параметров прогноза, возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
разработка оперативных ежедневных и экстренных предупреждений о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях и динамике их развития;
осуществление оперативного лабораторного контроля за химической и радиационной обстановкой на территории Российской Федерации в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
разработка предложений по принятию оперативных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с оперативными группами, предназначенными для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия на соответствующих территориях, а также для управления подчиненными силами и средствами непосредственно в районе чрезвычайной ситуации в соответствии с решениями руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в зоне угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, а также уточненного прогноза и рекомендаций по порядку реагирования на него.
5.4. Перевод функциональной подсистемы МП ЧС в режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о РСЧС.
Мероприятия, проводимые органами управления и силами функциональной подсистемы МП ЧС в режиме чрезвычайной ситуации:
постоянный мониторинг состояния окружающей среды и источников чрезвычайных ситуаций в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативный сбор и обмен информацией с подразделениями, обеспечивающими мониторинг, контроль и прогноз развития чрезвычайной ситуации, а также с экспертными группами, предназначенными для оценки уровня безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях и происшествиях на соответствующих территориях, а также для выработки решений и мер по смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий;
уточнение или корректировка вероятных сценариев развития чрезвычайной ситуации;
прогнозирование параметров вероятных негативных последствий чрезвычайной ситуации;
осуществление оперативного лабораторного контроля за химической и радиационной обстановкой в местах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций;
выработка предложений по принятию оперативных мер, направленных на смягчение последствий чрезвычайной ситуации;
обеспечение устойчивого взаимодействия с оперативными группами в зоне чрезвычайной ситуации;
оперативное доведение прогнозной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения до органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, а также уточненного прогноза и рекомендаций по порядку реагирования на него.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС отменяются.
5.5. Порядок проведения мероприятий функциональной подсистемы МП ЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется:
федерального (межрегионального) характера - в соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
регионального характера - установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций.
6. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы МП ЧС в рамках РСЧС
6.1. Сбор и обмен информацией в рамках функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется органами повседневного управления в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(3), Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2009 г. N 15039), с учетом изменений, внесенных приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2020 г. N 57907) и Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2021 г. N 62744), а также двусторонними соглашениями и регламентами об информационном обмене и взаимодействии, в которых определяется порядок и объем предоставляемых данных, необходимых для деятельности функциональной подсистемы МП ЧС.
6.2. Использование в функциональной подсистеме МП ЧС информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6.3. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.
7. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы МП ЧС
7.1. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется за счет средств МЧС России, предусмотренных на обеспечение его деятельности в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2017, N 39, ст. 5704.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.