Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является пункт 16 Плана мероприятий (дорожной карты) реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р (далее - Дорожная карта).
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является наделение Правительства Российской Федерации полномочием по установлению критериев отнесения сооружений к сооружениям вспомогательного использования.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-22/00126265).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 1 по 21 апреля 2022 года.
С учетом пункта 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
К принципам установления и оценки применения обязательных требований, определенных Законом N 247-ФЗ, относятся принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующего замечания к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) детально регламентированы основания и порядок выдачи разрешения на строительство, при этом частью 17 указанной статьи ГрК РФ предусмотрены случаи, когда при осуществления строительных работ разрешение на строительство не требуется.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ в действующей редакции выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
1.1. Отмечаем, что положениями ГрК РФ в настоящее время не определены понятия "объект капитального строительства вспомогательного использования", что на практике приводит к риску возникновения споров об отнесении указанных объектов к вспомогательным объектам и о необходимости выдачи разрешения на строительство. В связи с чем проектом акта вносится изменение, согласно которому критерии отнесения тех или иных сооружений к числу вспомогательных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По указанному вопросу в настоящее время имеется только позиция Росреестра*(1), согласно которой к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства.
1.2. Пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ в редакции проекта акта фактически исключается возможность строительства на земельном участке строений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство.
Законодательством в соответствующей сфере не определено содержание понятия "строение". Учитывая, что строения, в том числе вспомогательного использования, отнесены к объектам капитального строительства*(2), предлагаемым регулированием предполагается из перечня объектов капитального строительства, на которые не требуется получать разрешение на строительство, исключить строения, тем самым установить обязанность для застройщиков по получению разрешения на строительство строений вспомогательного использования.
Исходя из положений части 1 статьи 6 Закона N 247-ФЗ, необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Кроме того, согласно части 1 статьи 9 Закона N 247-ФЗ обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Однако в сводном отчете, подготовленном разработчиком, не содержится указанного анализа, обоснования исключения строений вспомогательного использования из перечня объектов, в отношении которых не требуется получать разрешение на строительство, и доказательств эффективности практического применения требований.
Указанное также не в полной мере реализует положения пункта 16 Дорожной карты*(3), во исполнение которого разработан проект акта, в связи с чем считаем целесообразным не исключать возможность строительства на земельном участке строений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в случае учета изложенного в настоящем заключении замечания может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Письмо Росреестра от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования".
*(2) Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ определена вся совокупность объектов капитального строительства, включающая в себя здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
*(3) "16. Внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части определения категорий объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство или устанавливаются особенности в градостроительной деятельности, путем определения понятий "строение и сооружений вспомогательного использования", "строение".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.