Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является абзац восьмой пункта 3 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(1).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является решение проблемы невозможности передачи статуса гарантирующего поставщика в случае, если отсутствует территориальная сетевая организация (далее - ТСО), отвечающая установленным нормативно-правовыми актами критериям.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/04-22/00126485).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 12 апреля по 4 мая 2022 года.
Действующая процедура присвоения статуса гарантирующего поставщика на период до проведения конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика предусматривает передачу статуса ТСО, которая соответствует следующим критериям:
- объекты электросетевого хозяйства ТСО располагаются на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- в границах ТСО располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика;
- ТСО присвоен статус субъекта оптового рынка в целях осуществления функций гарантирующего поставщика.
При этом разработчиком в сводном отчете сообщается, что на практике возникают ситуации, когда ТСО не соответствует установленным критериям, а именно у такой организации отсутствует статус субъекта оптового рынка. В связи с чем передача такой организации статуса гарантирующего поставщика невозможна.
Таким образом, проектом акта предлагается в случае отсутствия ТСО, соответствующей указанным критериям, присваивать статус гарантирующего поставщика организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно обращаем внимание разработчика, что механизм проведения оценки регулирующего воздействия прежде всего основывается на обоснованности предлагаемого в проектах нормативных правовых актах регулирования, что соответствующим образом закреплено нормами Правил и Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика).
Методология проведения оценки регулирующего воздействия и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения в целях доказательства актуальности проблемы, обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
Указанные сведения необходимы для представления в сводном отчете, являющемся обязательным к рассмотрению Минэкономразвития России при выработке решения о целесообразности принятия проекта акта, позволяющем оценить последствия существования проблемы, возможный эффект от принятия проектируемых изменений в соответствующей сфере регулирования, влияние социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного необходимо обратить внимание на следующие структурные единицы сводного отчета:
- раздел 7 сводного отчета в качестве одной из групп участников регулирования обозначает "сетевые организации", а также их количество - "600-1900". Полагаем, что указанные разработчиком количественные пределы указанных субъектов регулирования не могут быть признаны в достаточной мере точными. Так, разработчиком не уточняется, какие именно сетевые организации подразумеваются;
- раздел 12 сводного отчета некорректно заполнен, так как не содержит оценок рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования), а также негативных последствий (в том числе рисков негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования);
- пункты 1.4 и 3.1 сводного отчета при определении проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, указывают на отсутствие в действующем регулировании порядка передачи ТСО статуса гарантирующего поставщика в случае отсутствия у такой организации статуса субъекта оптового рынка. При этом отсутствие правового регулирования не может само по себе являться описанием проблемы регулирования;
- пункт 2.2 сводного отчета не содержит краткого описания действующих нормативных положений, изменяемых проектируемым регулированием, и описания соответствующих изменений;
- пункты 1.6, 5.1, 6.2, 10.3, а также разделы 9 и 13 сводного отчета не содержат информации, необходимой для заполнения в соответствии с Методикой;
- пункт 3.2 сводного отчета содержит информацию, согласно которой отсутствие порядка передачи статуса гарантирующего поставщика делает затруднительным лишение статуса действующего гарантирующего поставщика при наличии оснований, предусмотренных нормативными актами, что может приводить к увеличению размера задолженности такого гарантирующего поставщика на оптовом и розничных рынках, а также ставить под угрозу надежность энергоснабжения потребителей электроэнергии. Указанная информация не представляется очевидной и требует дополнительного обоснования. Сводный отчет не содержит оценок конкретных затрат, которые несут или могут понести указанные сетевые организации, а также соответствующего анализа снижения надежности энергоснабжения. Указанное не позволяет в полной мере оценить эффект от предлагаемого регулирования;
- пункт 8.3 раздела 8 сводного отчета декларирует незначительные изменения трудозатрат и (или) потребностей в иных ресурсах Минэнерго России, но не содержит соответствующих количественных оценок издержек, связанных с проектируемыми изменениями. Одновременно указанное вступает в противоречие с пунктом 11.3 раздела 11 сводного отчета, в соответствии с которым разработчиком сообщается об отсутствии у Минэнерго России соответствующих расходов.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N ДГ-П36-9415рг федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить безусловное соблюдение Правил, в том числе исключив направление проектов нормативных правовых актов на оценку регулирующего воздействия до завершения срока общественного обсуждения (с нарушением срока), занижение степени регулирующего воздействия, а также некорректное, неинформативное или неполное заполнение сводных отчетов.
В соответствии с пунктом 29 Правил некорректное заполнение сводного отчета является нарушением порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Информируем, что в случае дальнейшего поступления в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия проектов актов, в отношении которых разработчиком подготовлены сводные отчеты с нарушением процедур, предусмотренных Правилами, такие проекты актов будут возвращаться разработчику без заключений об оценке регулирующего воздействия для доработки на основании пункта 29 Правил.
-------------------------------------------
*(1) Основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются в том числе случаи и порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также на срок, не превышающий одного года, территориальным сетевым организациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.