Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в главу VIII Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 15.06.2022 г.)
В сфере высшего образования и науки зарекомендовала себя практика объединения усилий нескольких организаций (образовательных, научных, инновационных, индустриальных и т.п.) для реализации совместных проектов, а также совместной деятельности бессрочного характера - научно-образовательного консорциума (далее - консорциум), который может быть создан как в форме юридического лица, так и посредством заключения соглашений (например, Ассоциация "Глобальные Университеты", Ассоциация некоммерческих организаций "Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций", автономная некоммерческая организация "Управляющая компания научно-образовательного центра Республики Башкортостан" Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, Консорциум "Инновационная юриспруденция" на базе ФГБОУ ВО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" в статусе Опорного научно-образовательного центра по юриспруденции (договор присоединения), Научный центр мирового уровня "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала" и другие).
Деятельность консорциума регулируется нормами гражданского законодательства, в ряде случаев также применяются нормативные акты подзаконного характера, например, постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. N 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 729), постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 537 "О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 537) и другие.
Отсутствие единообразного регулирования вопросов правового статуса консорциума в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) неблагоприятно сказывается на его функционировании, исключая в том числе возможность формирования особого режима распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в результате совместных действий членов (участников) консорциума, формирования упрощенного режима передачи имущества в пользование консорциума его участниками для достижения целей его создания, а также создание иных режимов наибольшего благоприятствования функционирования консорциумов.
Несмотря на разнообразие форм создания и моделей функционирования консорциума существует необходимость унификации норм, регулирующих их правовой статус.
Предлагаемая унификация учитывает особенности создания и деятельности всех разновидностей консорциумов, существующих в настоящее время, и исключает деструктивное влияние на сложившийся режим их функционирования.
Анализ нормативных правовых актов и практики правоприменения показывает, что в состав консорциума может быть допущен максимально широкий круг участников, в том числе субъекты научной, научно-технической, образовательной и предпринимательской деятельности, социально ориентированные некоммерческие организации, институты инновационного развития, организации инновационной инфраструктуры, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также иные субъекты, при условии, что их участие в консорциуме не противоречит законодательству Российской Федерации и целям создания консорциума. При этом обязательным участником консорциума должна быть как минимум одна образовательная организация высшего образования или (и) научная организация, реализующая образовательную деятельность по программам, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона об образовании. Вхождение указанных субъектов в консорциум служит гарантией реализации целей, стоящих перед ним, а именно проведения прорывных научных исследований, создания наукоемкой продукции и технологий, их коммерциализации, укрепления кадрового и научно-технологического потенциала в сфере образования, науки, реального сектора экономики и социальной сферы.
В настоящее время отсутствует единство в подходах относительно того, в какой форме может быть создан консорциум. Так, например, постановление Правительства Российской Федерации N 729 указывает на возможность создания консорциума в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" как с образованием юридического лица, так и посредством заключения соответствующего соглашения. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N 538 "О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня", напротив, ограничивает возможность создания такой разновидности консорциума, как научный центр мирового уровня, только возможностью заключить соглашение (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 538).
Проект федерального закона предполагает сохранение возможности создания консорциума как в форме юридического лица, так и посредством заключения соглашения. При этом создание консорциума в форме юридического лица не исключает необходимости заключения соглашения о создании консорциума. Форма и существенные условия указанного соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации. Единые требования к существенным условиям функционирования консорциума позволят обеспечить достижение целей их создания и прозрачность деятельности.
Консорциум может быть создан для реализации конкретного образовательного, научного (научно-исследовательского), инновационного и иного проекта либо для функционирования на постоянной основе.
Создание консорциума, изменение состава его участников, прекращение его деятельности подлежит согласованию с органами государственной власти, в ведении которых находятся образовательные организации высшего образования и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона об образовании, являющиеся участниками консорциума.
Для исключения присвоения статуса "научно-образовательного консорциума" иным объединениям, имеющим схожие цели и направления деятельности, а также состав участников, предполагается создание и поддержание в актуальном состоянии специального государственного реестра научно-образовательных консорциумов с последующим включением в него всех создаваемых консорциумов и исключением ликвидируемых.
Формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования научно-технической и инновационной деятельности. Правила формирования и ведения реестра и порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В качестве вклада в консорциум могут быть внесены финансовые средства, необходимые и достаточные для функционирования консорциума, материальные ресурсы, в том числе, помещения, лаборатории, приборы и т.п., охраняемые и (или) способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальный потенциал, выраженный в предоставлении кадровой составляющей, имеющей необходимую профессиональную подготовку и опыт для создания соответствующего наукоемкого проекта; информационные ресурсы и т.п.
Деятельность консорциума может осуществляться за счет различных источников, как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств. Так, получатели гранта в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" вправе в последующем предоставлять указанные средства иным юридическим лицам - членам (участникам) консорциума, сформированного в соответствии с Правилами проведения отбора (пункт 6 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 729). Аналогичным образом международные математические центры мирового уровня и центры геномных исследований мирового уровня являются получателями грантов в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки их создания и развития (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации N 538). Возможность государственного финансирования, тем не менее, не исключает необходимость привлечения инвестиций индустриального партнера.
Законопроектом также предлагается наделить консорциумы полномочиями по формированию патентных пулов для сборки результатов интеллектуальной деятельности, обеспеченных комплексной правовой охраной (портфелей прав) вокруг ключевых технологий, созданных в рамках крупных государственных проектов, предполагающих реализацию научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, российской высокотехнологичной продукции, произведенной в рамках таких проектов с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Перечень результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) закреплен в статье 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно действующему законодательству на любой РИД возникает три блока интеллектуальных прав: исключительное право (имущественное); личные неимущественные права; иные права (статья 1226 ГК РФ).
Изначальным правообладателем прав на РИД всегда является автор, однако он вправе (или обязан в силу закона или договора) передать исключительные имущественные права на созданный им РИД другим лицам (физическим или юридическим) (статья 1228 ГК РФ).
С учетом требований статьи 1226 ГК РФ участники консорциума как с образованием, так и без образования юридического лица имеют право претендовать только на распределение исключительных имущественных прав на РИД, созданный либо полученный в период взаимодействия субъектов, участвующих в консорциуме. Согласно пункту 2 статьи 1229 ГК РФ исключительное право на РИД может принадлежать одному правообладателю или нескольким совместно. Совместное обладание исключительным правом не допускает возможности раздела принадлежащего нескольким лицам исключительного права и выдела из него долей. Тем не менее, в случае создания консорциума посредством заключения соглашения в данном соглашении возможно предусмотреть порядок использования РИД, распределения доходов от совместного использования РИД, а также порядок распоряжения исключительным правом на него (пункт 3 статьи 1229 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на РИД любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих РИД в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение договора об отчуждении исключительного права приводит к смене правообладателя, в то время как заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Пункт 3 статьи 1234 ГК РФ допускает заключение договора об отчуждении исключительного права на безвозмездной основе, за исключением безвозмездного отчуждения исключительного права в отношениях между коммерческими организациями. Конструкция нормы пункта 5 статьи 1235 ГК РФ также позволяет прийти к выводу о недопустимости заключения безвозмездного лицензионного договора между коммерческими организациями. Вероятность квалификации сделки, заключенной с некоммерческой организацией, как недопустимого дарения возможна лишь в случаях, если доказано, что некоммерческая организация осуществляет приносящую доход деятельность, так как в этом случае в отношении некоммерческой организации подлежат применению правила, регулирующие предпринимательскую деятельность. Таким образом, формально закон позволяет совершать безвозмездное отчуждение или передачу исключительных прав на РИД в отношениях между участниками консорциума (коммерческой организацией и образовательными, научными учреждениями и иными некоммерческими организациями).
При этом особенность деятельности консорциума состоит в том, что она предполагает совместный характер и наличие взаимовыгодных условий сотрудничества. Поэтому получение исключительного права на РИД участником консорциума в рамках соглашения о совместной деятельности вряд ли возможно признать безвозмездным. Учитывая изложенные обстоятельства, в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" целесообразно внести изменения в части закрепления за консорциумом права формировать патентные пулы, а также определения термина "патентный пул".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.