Доработанный текст проекта Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования"
(подготовлен Минтрансом России от 08.11.2021)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации,2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от ____________ N_______
ТРЕБОВАНИЯ
к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Настоящие требования устанавливают требования к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенным к критически важным объектам, в соответствии с Критериями отнесения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности к критически важным объектам, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 мая 2021 г. N 169*(1) (далее - требования, чрезвычайные ситуации, объекты).
2. Требования предназначены для применения федеральными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (далее - организация, эксплуатирующая объект).
3. Организация, эксплуатирующая объект, помимо мероприятий, предусмотренных пунктами 4-7 требований, вправе устанавливать дополнительный комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Дополнительный комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций содержится в локальном акте организации, эксплуатирующей объект.
4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций*(2) должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в три года;
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятия по защите объекта от чрезвычайных ситуаций ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и проведение комплексных проверок готовности локальных систем оповещения не реже одного раза в три месяца, с оформлением акта проверки.
2) для объектов регионального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций*(3) должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в четыре года;
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте;
финансирование мероприятия по защите объекта от чрезвычайных ситуаций ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и проведение комплексных проверок готовности локальных систем оповещения не реже одного раза в шесть месяцев, с оформлением акта проверки.
3) для объектов муниципального уровня значимости:
осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций*(4) должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в пять лет;
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятия по защите объектов от чрезвычайных ситуаций ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и проведение комплексных проверок готовности локальных систем оповещения не реже одного раза в двенадцать месяцев, с оформлением акта проверки.
5. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание необходимого резерва материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов, в порядке, установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющего порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание организацией, эксплуатирующей объект, локального акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене с указанием регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах федерального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней*(5).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание необходимого резерва материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов, в порядке, установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющего порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание организацией, эксплуатирующей объект, локального акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене с указанием регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций регионального уровня до органов повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней*(6).
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание необходимого резерва материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов, в порядке, установленном организацией, эксплуатирующей объект, локальным актом, определяющего порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
издание организацией, эксплуатирующей объект, локального акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций об информационном обмене с указанием регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня до органов повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня*(7).
6. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с утвержденными планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта организации, эксплуатирующей объект, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации, эксплуатирующих объекты и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта, организации, эксплуатирующей объект, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации, эксплуатирующих объекты и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта организации, эксплуатирующей объект, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации, эксплуатирующих объекты и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
7. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект,для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств,а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта*(8).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект,для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств,а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта*(9).
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на основании локального акта*(10).
8. Оценка готовности организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности) и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций - владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающих услуги по ее использованию на основании соответствующего договора*(11) (далее - владельцы инфраструктуры), эксплуатирующих объекты, осуществляется комиссионно (далее - комиссионная оценка) комиссией, создаваемой в соответствии с пунктами 7 и 12 требований.
9. Комиссионная оценка осуществляется:
а) по плану владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с периодичностью:
не реже одного раза в год - в отношении владельцев инфраструктуры, эксплуатирующих объекты федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года - в отношении владельцев инфраструктуры, эксплуатирующих объекты регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет - в отношении владельцев инфраструктуры, эксплуатирующих объекты муниципального уровня значимости;
б) внепланово - в отношении владельцев инфраструктуры при поступлении владельцам инфраструктуры, информации о неготовности владельцев инфраструктуры, являющихся правообладателями объектов любой категории значимости, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
10. План владельца инфраструктуры и изменения в него утверждаются распорядительным документом владельца инфраструктуры. План владельца инфраструктуры утверждается на пятилетний период. В плане владельца инфраструктуры указываются:
перечень объектов, правообладателем которых является владелец инфраструктуры;
сроки проведения комиссионной оценки владельца инфраструктуры;
должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) работников, ответственных за организацию комиссионной оценки владельца инфраструктуры.
11. Комиссионная оценка, предусмотренная планами, указанными в подпункте "а" пункта 9 требований, проводится на основании распорядительного документа организации, утвердившей соответствующий план комиссионной оценки, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки.
Комиссионная оценка, предусмотренная подпунктом "б" пункта 9 требований, проводится на основании распорядительного документа владельца инфраструктуры, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки.
12. В распорядительном документе владельца инфраструктуры о проведении комиссионной оценки указываются:
основание для проведения комиссионной оценки;
решение о создании комиссии и ее составе;
задачи комиссии;
полное наименование организации, в отношении которой планируется проведение комиссионной оценки;
срок проведения комиссионной оценки;
способ проведения комиссионной оценки в соответствии с пунктом 15 требований;
положения по организации работы комиссии.
Распорядительный документ владельца инфраструктуры о проведении комиссионной оценки доводится до заинтересованных лиц владельца инфраструктуры, поименованных в указанном распорядительном документе владельца инфраструктуры, в срок не позднее, чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки.
13. Требования к проведению комиссионной оценки определяются локальным актом владельца инфраструктуры.
14. Критериями оценки достаточности мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполненными владельцем объекта организацией по обеспечению устойчивости функционирования объекта и жизнедеятельности работников владельцев инфраструктуры:
достаточность мер соответствует предъявляемым требованиям, если выполнен мероприятия комплекса мер указанные в пунктах 4-7 требований.
достаточность мер не соответствует предъявляемым требованиям, если не выполнен мероприятия комплекса мер указанные в пунктах 4-7 требований.
15. Результаты комиссионной оценки оформляются актом оценки готовности организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, форма которого утверждается локальным актом владельца инфраструктуры (далее - акт)*(12).
В акте отражается результат комиссионной оценки готовности или неготовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Акт составляется в срок не более 2 рабочих дней, в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в организации, эксплуатирующей критически важный объект.
В срок не более 3 рабочих дней после подписания акта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией по обеспечению устойчивости функционирования объекта и жизнедеятельности работников владельцев инфраструктуры и при необходимости оформляется план мероприятий по выполнению необходимых дополнительных мер.
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 июня 2021 г., регистрационный N 63929.
*(2) Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - постановление от 18 сентября 2020 г. N 1485). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(3) Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением от 18 сентября 2020 г. N 1485. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(4) Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением от 18 сентября 2020 г. N 1485. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(5) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622) (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
*(6) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622).
*(7) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622).
*(8) ГОСТ Р 22.2.12-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введен в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020) (далее - ГОСТ Р 22.2.12-2020).
*(9) ГОСТ Р 22.2.12-2020.
*(10) ГОСТ Р 22.2.12-2020.
*(11) Абзац четвертый статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,N 2, ст. 170; 2007, N 46, ст. 5554).
*(12) Статья 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 14, ст. 5615; 2015, N 14, ст. 2022, N 29, ст. 4389). Данный акт действует до 31 декабря 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.