Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на инфраструктурежелезнодорожного транспорта общего пользования"
(от 31.05.2022 г. N 19972-АХ/Д26и, от 19.05.2022 г. N 18288-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении требований к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в срок с 25 октября по 16 ноября 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/10-21/00121886). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
В отношении ранее поступивших редакций проекта акта письмами Минэкономразвития России от 22 марта 2022 г. N 9972-АХ/Д26и и от 19 мая 2022 г. N 18288-АХ/Д26и были направлены заключения об оценке регулирующего воздействия с замечаниями, которые в представленной редакции проекта акта учтены.
Проектом акта утверждаются требования к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности, а также порядок проводимой организацией внутренней оценки готовности такой организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оценки и достаточности реализуемых ей мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России сделаны выводы:
достаточность решения проблемы предложенным способом регулирования обоснована разработчиком;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие возможные избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении требований к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 25 октября по 16 ноября 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/10-21/00121886). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
В отношении ранее поступившей редакции проекта акта письмом Минэкономразвития России от 22 марта 2022 г. N 9972-АХ/Д26и было направлено заключение об оценке регулирующего воздействия с замечаниями, которые в представленной редакции проекта акта учтены.
Проектом акта утверждаются требования к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности, а также порядок проводимой организацией внутренней оценки готовности такой организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оценки и достаточности реализуемых ей мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Согласно пункту 1 проекта акта им устанавливаются требования к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом в настоящее время приказом Минтранса России от 25 мая 2021 г. N 169 утверждены Критерии отнесения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования всех форм собственности к критически важным объектам, однако конкретный перечень критически важных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта не определен. Сводный отчет также не содержит информации по данному вопросу.
В этой связи Минэкономразвития России не представляется возможным надлежащим образом оценить объемы административных, материальных и финансовых издержек владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, связанных исполнением устанавливаемых проектом акта требований.
В частности, не представляется возможным оценить соблюдение при подготовке проекта акта установленного статьями 6 и 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) принципов обоснованности и исполнимости обязательных требований.
В отсутствие конкретных сведений и обоснований по перечню объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, относящихся к области регулирования рассматриваемого проекта акта, принятие такого акта не может быть поддержано Минэкономразвития России.
2. Пункт 5 проекта акта устанавливает реализуемый организациями комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
При этом в указанные меры входят в том числе мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в соответствии с локальным нормативным актом владельца объекта.
Однако для организаций (в том числе эксплуатирующих железнодорожные объекты общего пользования) на законодательном уровне отсутствует требование по осуществлению мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
При этом согласно части 3 статьи 2 Закона N 247-ФЗ обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти только в случаях и пределах, которые определены федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В этой связи положение пункта 5 проекта акта об осуществлении организациями, эксплуатирующими железнодорожные объекты общего пользования, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций подлежит исключению.
2.1. Аналогичное замечание также относится к положению пункта 5 проекта акта о проведении владельцами объектов учений и тренировок, направленных на отработку сотрудниками действий, связанных с угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций*(1).
3. Проектом акта предусматривается дифференцированный подход к реализации требований к критически важным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта для объектов федерального, регионального и муниципального уровней значимости.
Так, пунктом 5 проекта акта предусмотрена различная периодичность проведения владельцами объектов учений и тренировок, направленных на отработку сотрудниками действий, связанных с угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем полагаем, что разработчиком в данном случае допущена неточность, поскольку проект акта предусматривает максимальную периодичность проведения таких учений и тренировок для объектов муниципального уровня значимости не реже раза в месяц, а для объектов федерального уровня значимости - не реже раза в три месяца.
В данном случае целесообразно установить наименьший интервал проведения таких учений и тренировок для объектов федерального уровня значимости, а наибольший интервал - для объектов муниципального уровня значимости.
Аналогичное замечание относится к установленным пунктом 5 проекта акта периодичностям реализации требований по созданию и поддержанию в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.
4. Также необходимо отметить, что пунктом 5 проекта акта предусматривается требование по разработке и утверждению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с различной периодичностью в зависимости от категории критически важного объекта (от одного раза в квартал до одного раза в год).
Однако необходимость постоянного переутверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляется избыточной, а утверждаемый план должен быть бессрочным, с возможностью его корректировки или переутверждения при необходимости*(2).
При этой следует отметить, что пунктом 5 проекта акта также предусматривается требование по проведению учений и тренировок с отработкой действий в условиях чрезвычайных ситуаций, а пунктами 9-17 проекта акта предусмотрено проведение комиссионной оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оценки и достаточности реализуемых ей мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По мнению Минэкономразвития России, необходимость корректировки или переутверждения плана может быть определена в том числе по результатам указанных учений и (или) комиссионной оценки.
5. Согласно пункту 16 проекта акта результат проводимой организацией комиссионной оценки готовности такой организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оценки и достаточности реализуемых ей мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оформляется в виде внутреннего акта, подписываемого членами комиссии.
Абзацем пятым пункта 16 проекта акта установлено, что в срок не более трех рабочих дней после подписания акта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией, по обеспечению устойчивости функционирования объекта и жизнедеятельности работников владельцев инфраструктуры, и при необходимости оформляется план мероприятий по выполнению необходимых дополнительных мер.
При этом в проекте акта отсутствуют положения о направлении указанного акта и плана мероприятий по выполнению необходимых дополнительных мер руководителю организации или ее структурного подразделения в целях принятия соответствующих решений по реализации данных мер.
Необходимо дополнить проект акта указанными положениями.
Также сообщаем о наличии к проекту акта следующих замечаний юридико-технического характера.
1. В проекте акта приведена некорректная нумерация его пунктов.
Необходимо скорректировать нумерацию проекта акта, а также повторно оценить корректность приводимых в данном документе ссылок на его отдельные пункты.
2. Необходимо перефразировать текст третьих абзацев подпунктов 1-3 пункта 5 проекта акта, поскольку в них приведена неоднозначная формулировка в части слов "владельца объекта, эксплуатирующих объекты_", исходя из которой затруднено понимание, кем именно осуществляется эксплуатирование критически важных объектов. Кроме того, представляется целесообразным разделить по смыслу данные абзацы на два отдельных предложения.
3. Также необходимо скорректировать абзацы пятые подпунктов 1-3 пункта 6 проекта акта об утверждении организацией локального акта или заключения соглашения по осуществлению информационного обмена по вопросам угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку:
- исходя из прочтения, не может быть сделан корректный вывод об адресатах информационного обмена;
- представляется неясным, с кем именно должно быть заключено указанное в данном положении соглашение об осуществлении информационного обмена для доведения информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Согласно пункту 9 проекта акта оценка готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций оценки и достаточности реализуемых ей мер к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией, создаваемой в соответствии с пунктом 8 проекта акта.
Вместе с тем основные вопросы создания такой комиссии определены пунктом 13 проекта акта, в связи с чем необходимо дополнить указанную отсылочную норму.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России сделаны выводы:
проект акта не полностью соответствует Закону N 247-ФЗ;
достаточность решения проблемы предложенным способом регулирования не в полной мере обоснована разработчиком;
в проекте акта выявлены положения, вводящие возможные избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Указанный в ссылке к настоящему положению проекта акта приказ МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 "Об утверждения Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусматривает проведение учений и тренировок только для федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
*(2) Так, утверждаемый в соответствии с пунктом 6 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не имеет срока действия и корректируется при необходимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.