Доработанный текст проекта Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам, определяемые в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 "Об утверждении критериев отнесения мостов, эстакад, путепроводов, виадуков и тоннелей на автомобильных дорогах всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам"
(подготовлен Минтрансом России от 25.02.2022)
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2021, N 49, ст. 8278), приказываю:
Утвердить требования к критически важным объектам, определяемыми определяемым в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 "Об утверждении критериев отнесения мостов, эстакад, путепроводов, виадуков и тоннелей на автомобильных дорогах всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам".
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от _____________ N ______
ТРЕБОВАНИЯ
к критически важным объектам, определяемым в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 "Об утверждении критериев отнесения мостов, эстакад, путепроводов, виадуков и тоннелей на автомобильных дорогах всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам"
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мер в отношении критически важных объектов, определяемых согласно критериям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (далее - Требования, КВО)*(1), направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидации последствий ЧС, обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО (далее - эксплуатирующие организации) в ЧС.
2. Требования подлежат исполнению владельцами КВО всех категорий значимости.
II. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО
3. Для объектов федерального уровня значимости в режиме повседневной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:
1) определение объездных маршрутов для КВО;
2) разработка перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в случае снижения пропускной способности и транспортно-эксплуатационного состояния КВО;
3) организация осмотра КВО с принятием мер по предупреждению возникновения ЧС (при необходимости);
4) определение площадок (участков автомобильных дорог) для временной стоянки транспортных средств при ограничении дорожного движения на КВО в период действия (угрозы возникновения) ЧС;
5) проверка готовности эксплуатирующих организаций к выполнению работ по ликвидации последствий ЧС на КВО;
6) разработка порядка действий при введении временного ограничения или прекращения дорожного движения*(2);
7) организация взаимодействия эксплуатирующих организаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция МВД России) на региональном уровне, межрегиональным управлением Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - МУГАДН) и территориальным органом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет);
8) осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций*(3) должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в три года;
4. Для объектов регионального уровня значимости в режиме повседневной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:
1) определение объездных маршрутов для КВО;
2) разработка перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в случае снижения пропускной способности и транспортно-эксплуатационного состояния КВО;
3) организация осмотра КВО с принятием мер по предупреждению возникновения ЧС (при необходимости);
4) определение площадок (участков автомобильных дорог) для временной стоянки транспортных средств при ограничении дорожного движения на КВО в период действия (угрозы возникновения) ЧС;
5) проверка готовности эксплуатирующих организаций к выполнению работ по ликвидации последствий ЧС на КВО;
6) разработка порядка действий при введении временного ограничения или прекращения дорожного движения;
7) организация взаимодействия эксплуатирующих организаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне, МУГАДН и Росгидрометом;
8) осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в четыре года;
5. Для объектов муниципального уровня значимости в режиме повседневной деятельности необходимо проведение следующих мероприятий:
1) определение объездных маршрутов для КВО;
2) разработка перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в случае снижения пропускной способности и транспортно-эксплуатационного состояния КВО;
3) организация осмотра КВО с принятием мер по предупреждению возникновения ЧС (при необходимости);
4) определение площадок (участков автомобильных дорог) для временной стоянки транспортных средств при ограничении дорожного движения на КВО в период действия (угрозы возникновения) ЧС;
5) проверка готовности эксплуатирующих организаций к выполнению работ по ликвидации последствий ЧС на КВО;
6) разработка порядка действий при введении временного ограничения или прекращения дорожного движения;
7) организация взаимодействия эксплуатирующих организаций с органами исполнительной власти муниципальных образований, территориальными органами МЧС России, подразделениями Госавтоинспекции на районном уровне, МУГАДН и Росгидрометом.
8) осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в пять лет.
III. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО
6. Для объектов федерального уровня значимости в режиме повышенной готовности возникновения ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) своевременное информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские и грузовые автомобильные перевозки (далее - автотранспортные предприятия), участников дорожного движения об угрозе возникновения ЧС на КВО;
2) информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации об обстановке на КВО и принятых мерах по предупреждению возникновения ЧС;
3) направление специалиста (специалистов) эксплуатирующей организации на КВО для уточнения обстановки, степени опасности сложившейся ситуации для дорожного движения;
4) уточнение порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, подразделением Госавтоинспекции на региональном уровне, МУГАДН и Росгидрометом.
7. Для объектов регионального уровня значимости в режиме повышенной готовности возникновения ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) своевременное информирование автотранспортных предприятий, участников дорожного движения об угрозе возникновения ЧС на КВО;
2) информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации об обстановке на КВО и принятых мерах по предупреждению возникновения ЧС;
3) направление специалиста (специалистов) эксплуатирующей организации на КВО для уточнения обстановки, степени опасности сложившейся ситуации для дорожного движения;
4) уточнение порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, подразделением Госавтоинспекции на региональном уровне, МУГАДН и Росгидрометом;
8. Для объектов муниципального уровня значимости в режиме повышенной готовности возникновения ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) своевременное информирование автотранспортных предприятий, участников дорожного движения об угрозе возникновения ЧС на КВО;
2) информирование местных и региональных средств массовой информации об обстановке на КВО и принятых мерах по предупреждению возникновения ЧС;
3) направление специалиста (специалистов) эксплуатирующей организации на КВО для уточнения обстановки, степени опасности сложившейся ситуации для дорожного движения;
4) уточнение порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, подразделением Госавтоинспекции на районном уровне, МУГАДН и Росгидрометом.
IV. Мероприятия по ликвидации последствий ЧС на КВО
9. Проведение мероприятий по ликвидации последствий ЧС осуществляется в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на основе плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемого владельцем КВО*(4).
10. Для объектов федерального уровня значимости при возникновении ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на КВО*(5) для координации действий по ликвидации последствий ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения для ликвидации последствий ЧС;
2) проведение оценки обстановки, возникшей на КВО в результате ЧС,с представлением в территориальный орган МЧС России соответствующего донесения, в том числе о привлеченных силах и средствах, проводимых и планируемых мероприятиях по реагированию на ЧС;
3) направление специалистов эксплуатирующей организации на КВО,на которых возникла ЧС;
4) информирование автотранспортных предприятий, участников дорожного движения об условиях проезда по КВО, а также объездных маршрутах КВО;
5) информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации об обстановке на КВО и принимаемых мерах для ликвидации ЧС;
6) актуализация перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в зависимости от технического состояния объектов КВО при ЧС;
7) взаимодействие с региональными комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне и Росгидромета;
8) участие в проведении аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации последствий ЧС на КВО;
11. Для объектов регионального уровня значимости при возникновении ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на КВО для координации действий по ликвидации последствий ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения для ликвидации последствий ЧС;
2) проведение оценки обстановки, возникшей на КВО в результате ЧС,с представлением в территориальное подразделение МЧС России соответствующего донесения, в том числе о привлеченных силах и средствах, проводимых и планируемых мероприятиях по реагированию на ЧС;
3) направление специалистов эксплуатирующей организации на КВО,на которых возникла ЧС;
4) информирование автотранспортных предприятий, участников дорожного движения об условиях проезда по КВО, а также объездных маршрутах КВО;
5) информирование местных, региональных и федеральных (при наличии соответствующих представительств) средств массовой информации об обстановке на КВО и принимаемых мерах для ликвидации ЧС;
6) актуализация перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в зависимости от технического состояния объектов КВО при ЧС;
7) взаимодействие с региональными комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне и Росгидромета;
8) участие в проведении аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации последствий ЧС на КВО;
12. Для объектов муниципального уровня значимости при возникновении ЧС необходимо проведение следующих мероприятий:
1) создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на КВО для координации действий по ликвидации последствий ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения для ликвидации последствий ЧС;
2) проведение оценки обстановки, возникшей на КВО в результате ЧС,с представлением в территориальное подразделение МЧС России соответствующего донесения, в том числе о привлеченных силах и средствах, проводимых и планируемых мероприятиях по реагированию на ЧС;
3) направление специалистов эксплуатирующей организации на КВО,на которых возникла ЧС;
4) информирование автотранспортных предприятий, участников дорожного движения об условиях проезда по КВО, а также объездных маршрутах КВО;
5) информирование местных и региональных средств массовой информации об обстановке на КВО и принимаемых мерах для ликвидации ЧС;
6) актуализация перечня мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на КВО в зависимости от технического состояния объектов КВО при ЧС;
7) взаимодействие с муниципальными комиссиями по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, территориальными органами МЧС России, подразделениями Госавтоинспекции на районном уровне и Росгидромета;
8) участие в проведении аварийно-восстановительных работ в целях ликвидации последствий ЧС на КВО.
V. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования эксплуатирующих организаций в ЧС
13. Для объектов федерального уровня значимости необходимо проведение следующих мероприятий:
1) организация надежной и устойчивой связи со специалистами эксплуатирующей организации в зоне ЧС;
2) закрепление ответственных работников для обеспечения контроля за КВО;
3) утверждение графика круглосуточного дежурства специалистов эксплуатирующей организации в зоне ЧС;
14. Для объектов регионального уровня значимости необходимо проведение следующих мероприятий:
1) организация надежной и устойчивой связи со специалистами эксплуатирующей организации в зоне ЧС;
2) закрепление ответственных работников для обеспечения контроля за КВО;
3) утверждение графика круглосуточного дежурства специалистов эксплуатирующей организации в зоне ЧС;
15. Для объектов муниципального уровня значимости необходимо проведение следующих мероприятий:
1) организация надежной и устойчивой связи со специалистами эксплуатирующей организации в зоне ЧС;
2) закрепление ответственных работников для обеспечения контроля за КВО;
3) утверждение графика круглосуточного дежурства специалистов эксплуатирующей организации в зоне ЧС.
VI. Порядок проведения оценки готовности эксплуатирующих организаций к предупреждению и ликвидации последствий ЧС
16. Для проведения оценки готовности эксплуатирующей организации (далее - оценка готовности) создается комиссия по оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации (далее - комиссия).
17. В состав комиссии входят владелец КВО и (или) его представители, представители территориальных органов МЧС России и представители эксплуатирующих организаций.
18. Оценка готовности включает в себя: анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению КВО на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне ЧС, в соответствии с планом действия по предупреждению и ликвидации ЧС; анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС; проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на КВО; проверку наличия в отношении КВО плана действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС; анализ готовности сил и средств эксплуатирующей организации к предупреждению возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС.
19. Оценка готовности оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению ЧС и ликвидации последствий ЧС.
20. По результатам оценки готовности комиссией в акте формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО.
21. Показатели содержат одно из следующих итоговых решений:
готов - в случае выполнении требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами;
не готов - в случае выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами и не требующих дополнительного финансирования.
22. В случае возникновения разногласий между членами комиссии в ходе проведения оценки готовности, решение принимается в форме голосования на основании большинства голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 172 (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2021 г., регистрационный N 64936).
*(2) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" (Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2011 г. N 22475, далее - приказ Минтранса России от 12 августа 2011 N 211).
*(3) Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - постановление от 18 сентября 2020 г. N 1485). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2021, N 51, ст. 8840; далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.