Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вредных физических воздействий и правового статуса зоны экологического бедствия" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 28 апреля по 18 мая 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/04-22/00126900). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта подготовлен во исполнение пункта 86 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Проектом акта вносятся изменения в ряд федеральных законов, направленных на оптимизацию обязательных требований в части:
- исключения требований по получению разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
- введения требования для объектов I, II и III категорий*(1) по осуществлению контроля уровней физических воздействий в рамках производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- исключения положений об установлении зон экологического бедствия и особенностей государственного регулирования для таких зон.
В отношении исключения из законодательства положений о зонах экологического бедствия разработчик в сводном отчете отмечает, что в настоящее время такие положения фактически дублируют положения законодательства о чрезвычайных ситуациях*(2), поскольку чрезвычайная экологическая ситуация является разновидностью чрезвычайной ситуации.
Проект акта согласован без замечаний рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере экологии и природопользования (протокол от 18 мая 2022 г. N РГПС 461.1).
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 и пунктом 5 статьи 2 проекта акта предлагается установить для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на объектах I, II и III категорий, обязанность по осуществлению контроля уровней физических воздействий в рамках ПЭК.
При этом ранее контроль уровней физических воздействий в рамках ПЭК не осуществлялся, а сводный отчет не содержит конкретной информации о наличии или отсутствии возможности осуществления хозяйствующими субъектами самостоятельного контроля уровней физических воздействий, а также о связанных с исполнением такого требования затратах хозяйствующих субъектов.
В отсутствие указанной информации Минэкономразвития России не может быть сделан однозначный вывод о соответствии проекта акта принципу исполнимости обязательных требований, который установлен статьей 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации (далее - Закон N 247-ФЗ).
Таким образом, в связи с отсутствием необходимых обоснований в отношении проекта акта также не может быть сделан однозначный вывод о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Положения проекта акта изменяют действующие в настоящее время обязательные требования в части установления требования по осуществлению хозяйствующими субъектами ПЭК.
При этом частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ установлено, что положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Таким образом, необходимо установить дату вступления проекта акта в силу в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы:
проект акта не соответствует положениям Закона N 247-ФЗ;
наличие проблемы и целесообразность ее решения предложенным способом регулирования недостаточно обоснованы разработчиком.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398.
*(2) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.