Проект Приказа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и организации, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности"
(подготовлен Росгидрометом 24.06.2022 г.)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и организации, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности.
Утверждены
приказом Росгидромета
от __________ N _____
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и организации, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальные органы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и организации, в отношении которых Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее соответственно - Требования, критически важные объекты, чрезвычайные ситуации, организации), устанавливают для каждой категории значимости критически важных объектов обязательный для выполнения комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций, а также определяют порядок проведения оценки готовности организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности их работников, эксплуатирующих критически важные объекты.
2. Требования предназначены для применения организациями, владеющими критически важными объектами, включенными в перечень критически важных объектов в соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня критически важных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5370), на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения.
3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах включает:
1) назначение должностных лиц и (или) работников организаций, ответственных за организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, их своевременную корректировку, а также их утверждение:
а) в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - руководителем (заместителем руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
б) в отношении критически важных объектов регионального и муниципального уровня значимости - руководителем (заместителем руководителя) организации;
3) взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами по месту нахождения критически важных объектов по вопросам прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от критически важных объектов, а также по вопросам проведения на критически важных объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
4) подготовку должностных лиц и работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленным Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062), в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
5) создание и организацию работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования организаций;
6) создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения должностных лиц и работников организаций об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их модернизации на базе технических средств нового поколения;
7) принятие мер, направленных на повышение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на критически важных объектах;
8) проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций, защиту должностных лиц и работников организаций, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, материальных ценностей организаций, имеющихся на этих объектах, в том числе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, гражданской обороны, антитеррористической защищенности объектов (территорий);
9) соблюдение должностными лицами и работниками организаций установленных на критически важных объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
10) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию этих объектов в чрезвычайных ситуациях;
11) создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2021, N 17, ст. 2979);
12) принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования критически важных объектов, а также их критических элементов.
4. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:
1) постоянный мониторинг обстановки на территории критически важного объекта;
2) создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и оповещение должностных лиц, работников организаций и иных граждан, находящихся на территории критически важных объектов, об этих опасностях;
6) установление уровня реагирования и введение дополнительных мер по защите от чрезвычайных ситуаций должностных лиц, работников организаций и иных граждан, находящихся на территории критически важных объектов;
7) оказание должностным лицам, работникам организаций и иным гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
8) проведение объектовых учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
9) планирование и проведение эвакуационных мероприятий (в случае расположения критически важных объектов в зонах возможной опасности);
10) организация проведения АСДНР в зонах чрезвычайных ситуаций.
5. Комплекс мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает:
1) введение режима чрезвычайной ситуации на критически важных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
а) на критически важных объектах федерального и регионального уровня значимости - решением руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
б) на критически важных объектах муниципального уровня значимости - решением руководителя организации;
2) применение по назначению сил и средств организаций, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с планами, указанными в подпункте 2 пункта 3 Требований.
6. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности должностных лиц и работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях включает:
1) взаимодействие организаций по осуществлению маневра резервами материальных ресурсов;
2) работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования организаций, указанных в подпункте 5 пункта 3 Требований, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
3) создание и использование резервных источников энергоснабжения;
4) подготовку к эвакуации и эвакуацию (при наличии технической возможности) оборудования, используемого на критически важных объектах, в безопасное место;
5) постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем, используемых на критически важных объектах, предотвращение нарушения функционирования организаций.
7. Для проведения оценки готовности критически важного объекта решением руководителя организации, эксплуатирующей критически важный объект, (далее - руководитель организации) создается комиссия по оценке готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников организации, (далее - комиссия).
8. Председателем комиссии назначается руководитель организации или должностное лицо из числа его заместителей.
В состав комиссии включаются руководители подразделений организации или их заместители, специалисты (эксперты) в области гражданской обороны, пожарной безопасности, инженерно-технических систем и представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта, а также иные работники организации по решению руководителя в качестве членов комиссии.
9. К работе в составе комиссии с учетом категорий значимости критически важного объекта по согласованию могут привлекаться:
1) в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - представители МЧС России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) в отношении критически важных объектов регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) в отношении критически важных объектов муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
10. К работе в составе комиссии по оценке готовности критически важных объектов всех категорий значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.
11. Проведение оценки готовности критически важного объекта предусматривается с учетом категории значимости с периодичностью:
1) для критически важных объектов федерального уровня значимости - не реже одного раза в год;
2) для критически важных объектов регионального уровня значимости - не реже одного раза в три года;
3) для критически важных объектов муниципального уровня значимости - не реже одного раза в пять лет.
12. Оценка готовности критически важных объектов включает в себя изучение и проверку комиссией:
1) сведений о выполнении организацией, эксплуатирующий критически важный объект, Требований;
2) сведений о выполнении в организации, эксплуатирующий критически важный объект, мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
3) возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций, возникающих на соседних потенциально опасных объектах сторонних организаций (при наличии), инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
4) актуальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте;
5) информации об организации пропускного и внутриобъектового режимов на критически важном объекте;
6) сведений о состоянии систем жизнеобеспечения, техническом состоянии транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, электросетевого хозяйства, резервных источников электроснабжения на критически важном объекте;
7) состояния систем оповещения людей об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
8) сведений об организации и состоянии противопожарного режима на критически важном объекте;
9) сведений о наличии резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
13. Оценка готовности критически важного объекта оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенном в приложении к Требованиям (далее - Акт).
Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей критически важный объект. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают Акт, при этом их особое мнение приобщается к Акту.
Акт хранится в организации, эксплуатирующей критически важный объект.
14. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникающих в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
При этом председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и формирование выводов по итогам проведения оценки готовности.
15. По результатам оценки готовности критически важного объекта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполняемых организацией по обеспечению устойчивости функционирования такого объекта и жизнедеятельности работников этой организации.
Показатели формируются комиссией и содержат итоговое решение готов или не готов при наличии значений:
готов при выполнении Требований;
не готов при выявлении одного или нескольких нарушений Требований.
Приложение
к Обязательным для выполнения требованиям
к критически важным объектам всех форм
собственности в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
правообладателями которых являются Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
территориальные органы Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
и организации, в отношении которых Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
осуществляет координацию и регулирование деятельности,
утвержденным приказом Росгидромета от ___________ N _____
(рекомендуемый образец)
УТВЕРЖДАЮ _________________________ (должность, Ф.И.О.) (отчество при наличии) _____________________________ (подпись) |
________________________________ (место составления акта) |
"_____" ____________20____г. (дата составления акта) |
АКТ
оценки готовности критически важного объекта
__________________________________________________________________
(наименование критически важного объекта)
Наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект: __________________________________________________________________
Адрес (место нахождения) критически важного объекта:__________________
Регистрационный номер критически важного объекта:____________________
Состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций:
Председатель комиссии: ____________________________________________;
(должность, Ф.И.О.) (отчество при наличии)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________;
(должность работника организации, эксплуатирующей критически важный объект, Ф.И.О.)
(отчество при наличии)
_________________________________________________________________;
((при наличии в составе комиссии) должность представителя МЧС России, территориального органа
МЧС России, органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Ф.И.О.) (отчество при наличии)
__________________________________________________________________;
((при наличии в составе комиссии) должность представителя специализированной
научно-исследовательской, проектной или другой организации, Ф.И.О.) (отчество при наличии)
Основание:
__________________________________________________________________
(наименование распорядительного документа, утвердившего создание и состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций,
дата утверждения и N распорядительного документа)
В ходе проведения оценки готовности:
выявлены нарушения обязательных для выполнения Требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:____________________________________________
__________________________________________________________________;
выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний):_________________________
__________________________________________________________________;
нарушений не выявлено.
Вывод комиссии: ___________________________________________________
__________________________________________________________________;
Председатель комиссии: Должность |
________________ (подпись) |
И.О. Фамилия (отчество при наличии) |
Члены комиссии: Должность |
_______________ (подпись) |
И.О. Фамилия (отчество при наличии) |
Должность |
_______________ (подпись) |
И.О. Фамилия (отчество при наличии) |
Должность |
(подпись) |
И.О. Фамилия (отчество при наличии) |
"______" __________ 20 ___г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.