Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О расширении территории государственного природного заповедника "Байкало-Ленский"
(подготовлен Минприроды России 27.06.2022 г.)
Расширение территории государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" (далее - заповедник) осуществляется в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях повышения эффективности сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природных комплексов Иркутской области.
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" рассматривает сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), в числе основных целей в сфере экологии.
Увеличение площади особо охраняемых природных территорий является целевым показателем федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет".
Заповедник общей площадью 659 919 гектаров создан постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1986 г. N 497 на территории Ольхонского и Качугского районов Иркутской области. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р заповедник отнесен к ведению Минприроды России.
В 2008 году при проведении землеустроительных работ площадь заповедника была уточнена. В Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения о земельных участках, входящих в состав заповедника: земельный участок с кадастровым номером 38:08:042001:1 - 613 554,8337 гектара, земельный участок с кадастровым номером 38:13:000000:1 - 46 366,4478 гектара. Общая площадь земельных участков составила 659 921,2815 гектара.
Разница между площадью, указанной в правоустанавливающих документах, и фактической площадью, полученной по результатам землеустроительных работ, объясняется усовершенствованием методов вычисления площадей, программного и инструментального обеспечения, используемых при проведении топогеодезических работ, а также использованием в работе картографического материала более крупного масштаба, чем в период подготовки обосновывающих материалов при проектировании заповедника. В соответствии с пунктом 16.6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17 февраля 2003 г., площадь объекта землеустройства вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты территории. Допустимая погрешность указывается в материалах землеустройства.
В 2021 году в ЕГРН внесены сведения о внешних границах заповедника (зоне с особыми условиями использования территории). Площадь заповедника при этом была уточнена и составила 659 919,0379 гектара.
Погрешность между площадью заповедника, полученной суммированием площадей земельных участков, входящих в его состав, и площадью, полученной при внесении в ЕГРН внешних границ заповедника, обусловлена различной точностью определения координат характерных поворотных точек границ.
Расширение заповедника планируется осуществить за счет отнесения к его территории участка акватории озера Байкал и земельного участка на прибрежной территории в Ольхонском муниципальном районе Иркутской области. Участки акватории километровой полосой вытянуты с юга на северо-восток на 115 км вдоль заповедника на западном побережье озера Байкал. Земельный участок на побережье представляет собой песчаную косу длиной около километра.
В проекте постановления учитывается увеличение площади заповедника в результате проведения кадастровых работ для внесения сведений о местоположении внешних границ заповедника в ЕГРН и присоединения нового участка. Общая площадь присоединяемой территории составляет 11 240,2904 гектара, в том числе земель водного фонда 11 231,8933 гектара, земель особо охраняемых территорий 0,037 гектара и земель, категория которых не определена, площадью 8,3601 гектара. Вся присоединяемая территория находится в собственности Российской Федерации.
Расширение территории заповедника необходимо для сохранения природных комплексов озера Байкал. Целью расширения является оптимизация территории заповедника в соответствии с экологическими критериями (защита ключевых мест обитания, нагула и размножения видов, имеющих существенную хозяйственную значимость, редких и эндемичных сообществ, повышение репрезентативности экосистем ООПТ). Критерием выбора является экологическая значимость предлагаемого участка акватории для сохранения уникального природного комплекса восточного макросклона Байкальского хребта. Акватория озера неразрывно связана с территорией заповедника. В настоящее время акватория, прилегающая к заповеднику - это общедоступная территория, что затрудняет выполнение в полной мере функций по сохранению природных комплексов заповедника. Актуальность расширения заповедника определяется угрозой значительного сокращения численности видов, имеющих существенную хозяйственную значимость, в результате роста антропогенной нагрузки. Включение акватории озера Байкал в состав заповедника благоприятно скажется на природных комплексах и отдельных видах животных. Увеличится охват территориальной охраной природных комплексов акватории и побережья. Наряду с эффективной охраной это обеспечит сохранение естественного состава фауны природных комплексов, что является одной из основных задач заповедника.
Заповедник "Байкало-Ленский" - самый крупный в районе озера Байкал. В период интенсивного строительства БАМа, роста темпов недропользования и интенсивной заготовки леса на севере Иркутской области, заповедник задумывался, как огромный резерват хозяйственно ценных животных: баргузинского соболя, медведя, кабарги, изюбря, косули, дикого северного оленя и лося. Все ландшафты заповедника естественны и практически не нарушены деятельностью человека. Уникальность и научная ценность заповедника заключается в том, что здесь сохраняются типичные природные ландшафты Байкальской Сибири и богатый генофонд флоры и фауны.
Заповедник занимает южную треть Байкальского хребта, крутой восточный макросклон которого обращен к Байкалу. Жизненные циклы некоторых видов животных тесно связаны с побережьем озера. Огромная акватория формирует уникальные, присущие только Байкалу формы экологических взаимосвязей. Благодаря явлению сезонной концентрации бурого медведя на хорошо просматриваемом байкальском берегу, это место в заповеднике известно как Берег бурых медведей. Медведь на берегу очень уязвим, беспокойство и преследование животных в период их летней концентрации ставят под угрозу существование этого уникального природного явления. Особенностью сезонного цикла популяции благородного оленя Байкальского хребта являются концентрации животных в открытом ландшафте горной лесостепи в зимний, весенний и раннелетний периоды. В это время животные хорошо заметны со льда озера и затем с плавсредств, находящихся рядом с берегом. Территориальная группировка благородного оленя заповедного побережья многочисленна, сезонные миграции вида здесь ярко выражены, а миграционные пути приурочены к подножию Байкальского хребта. Бесконтрольное посещение территории негативно влияют на ритм миграций благородных оленей, их воспроизводство - рождение и выкармливание молодняка, естественный ход гона, что в конечном итоге влияет на численность популяции.
Байкало-Ленский заповедник, территория которого включает около 110 км северо-западного побережья Байкала, не имеет в своих границах акваторию для защиты природных комплексов. Прилегающая к берегу акватория подвержена антропогенному влиянию. Важнейшими факторами негативного воздействия на территории являются беспокойство на участках размножения животных на берегу Байкала и браконьерство. Значительный урон биологическому разнообразию наносит неорганизованный туризм.
Природный комплекс "Озеро Байкал" внесен в список защищённых объектов и исследований номинантов на листинг в списке мирового культурного и природного наследия, что подтверждается включением в список (параграф 754) от 10 марта 1997 г. N WHC-96\CONF.201\21. Данное решение является документальным подтверждением признания уникальной экологической системы озера Байкал - природным объектом, требующим повышенной охраны.
Практика Комитета всемирного наследи ЮНЕСКО и решение 31 СОМ 7В.31 свидетельствуют, что границы объекта всемирного наследия "Озеро Байкал" совпадают с границами центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р.
Частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделена центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Таким образом, в состав объекта всемирного наследия "Озеро Байкал" наряду с другими ООПТ входит и государственный природный заповедник "Байкало-Ленский".
В соответствии со статьей 4 Конвенции ООН об охране Всемирного культурного и природного наследия (далее - Конвенция), ратифицированной указом Президиума ВС СССР от 09 марта 1988 г. N 8595-XI и вступившей для СССР, а в настоящее время для Российской Федерации, в силу 12 января 1989 г., каждое государство - сторона Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него.
Согласно подпунктам "а, с, d" статьи 5 Конвенции ее стороны должны стремиться обеспечить наиболее эффективную охрану и сохранение, в том числе через принятие соответствующих юридических мер для охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия.
Расширение территории заповедника является данной юридической мерой, необходимой для сохранения природных комплексов озера Байкал. Важнейшим эффектом, который будет достигнут в результате включения части акватории озера Байкал в состав заповедника, станет повышение устойчивости ООПТ к воздействию внешних неблагоприятных факторов, создание условия для долгосрочного сохранения берегового комплекса, улучшение сохранности крупных животных, имеющих существенную хозяйственную значимость, защита их ключевых мест обитания, нагула и размножения, повышение репрезентативности за счет вхождения в заповедник водных комплексов озера Байкал, включающих водные эндемичные виды и сообщества Байкала, ранее не представленные в заповеднике. Участки акватории, предлагаемые к включению в границы ООПТ, не только сохранят уникальные природные комплексы озера, но также выполнят функцию буферных зон, защищающих побережье.
Флора водной толщи и дна рассматриваемых участков включает 60 таксонов, 23 из которых являются эндемиками, фауна - 60 таксонов беспозвоночных животных (45 эндемичных), 14 - рыб (9 эндемичных), а также 1 эндемичный вид млекопитающих.
Данная акватория играет важную роль в сохранении эндемичной губки - любомирскии байкальской Lubomirskia baikalensis, внесенной в Красную книгу Иркутской области. Для сохранения вида необходим контроль антропогенного влияния (мониторинг состояния прибрежных вод, запрет на сбор губок аквалангистами для сувениров).
В районе мыса Елохин обитает единственная известная популяция елохинской широколобки Asprocottus elochini (Красная книга Иркутской области).
Участок акватории, предлагаемый к включению в состав заповедника, не имеет рыбопромысловых и рыбоводных участков, промышленного или сельскохозяйственного производства, линейных сооружений, объектов военного назначения или охраны пограничного режим, находится в удалении от населенных пунктов.
Расширение заповедника не окажет негативного влияния на социально-экономическое развитие региона и страны в целом и будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Расширение заповедника будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения относятся к сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.